|
|
Памяти
Жака Деррида (1930 — 2004)
Философ, литературовед, культуролог, лидер "Парижской школы",
одна из крупнейших интеллектуальных фигур 20 в., Жак Деррида скончался
9 октября 2004 г.
Все, что я говорю о жизни после смерти
как об усложнении оппозиции "жизнь-смерть", связано для
меня с безусловным утверждением жизни. Жизнь после смерти —
это жизнь по ту сторону жизни, жизнь, превышающая жизнь, и мои слова
суть не апология смерти, а, наоборот, утверждение живущего, ставящего
жизнь и, следовательно, загробную жизнь выше смерти, ибо загробная
жизнь — не просто какой-то остаток, а самая насыщенная форма
жизни из всех возможных. Мысль о неизбежности смерти никогда не
одолевала меня более настойчиво, чем в минуты счастья и наслаждения.
Для меня наслаждаться и скорбеть о смерти, которая всегда начеку,
— одно и то же. Вспоминая свою жизнь, я часто думаю, что мне
повезло: я любил и благословлял даже несчастливые минуты. Практически
все, за единственным исключением. Возвращаясь в воспоминаниях к
моментам счастья, я, разумеется, благословляю и их; в то же время
они приближают меня к мысли о смерти, гонят к смерти, потому что
они суть нечто пройденное, завершившееся...
Интервью Жака Деррида газете "Ле Монд", 19 августа 2004
г.
Юрген Хабермас
Присутствие Деррида
Текст публикуется с разрешения газеты "Либерасьон".
Творчество Деррида сформировало сознание целого поколения, и вплоть
до сегодняшнего дня интеллектуальное напряжение, в котором Деррида
держал это поколение, не спадало; в этом с Деррида сопоставим
разве что Фуко. Но, в отличие от Фуко и несмотря на то, что Деррида
был также и политическим мыслителем, главное, что восприняли от
него его последователи, — это умение распределять и направлять
свои эмоциональные импульсы в русло некоей практики, изначально
не связанной ни с какой доктриной, не предполагающей даже выработки
терминологии, позволившей бы по-новому взглянуть на мир. Все это,
разумеется, тоже присутствует, но предлагаемая Деррида операция
— прежде всего самоцель:
погрузиться в микрологическое прочтение текста и актуализировать
уцелевшие следы прошлого. Подобно негативной диалектике Адорно,
деконструкция Деррида — также
и, в первую очередь, практика.
О болезни, которой до конца сопротивлялся Жак Деррида, было известно
многим. И его смерть не стала полной неожиданностью. Тем не менее
она поразила нас своей внезапностью, скоропостижностью, грубо
вырвала нас из привычно банального уюта повседневности. Конечно,
он будет жить в своих произведениях —
мыслитель, всю свою интеллектуальную энергию сосредоточивший на
прочтении великих текстов, торжественно утвердивший примат письменного
слова, которое можно передавать, над устным, существующим лишь
в настоящем времени. Но отныне мы знаем, чего нам будет не хватать,
— голоса Деррида, присутствия
Деррида.
Взору читателя в работах Жака Деррида предстает автор, читающий
тексты вспять, пока не вскроется некий субверсивный смысл. Под
его неумолимым взглядом любой контекст разлетается вдребезги;
казавшаяся твердой почва становится зыбкой, под цельностью обнаруживается
двойное дно. Знакомые иерархии, конструкции и опоозиции обретают
значение, совершенно противоположное привычному. В мире, в котором
мы чувствовали себя как дома, больше нельзя жить. Мы не принадлежим
этому миру, мы в нем чужаки среди чужаков. И наконец —
религиозный мотив, звучащий уже практически в открытую.
Редко бывает, чтобы произведение оставляло впечатление такой открытости
подлинного облика автора рядовому читателю. Однако на самом деле
Деррида принадлежал к числу авторов, которые при личной встрече
застают читателя врасплох. Он был совсем не тем, каким его ожидали
увидеть. Это был человек редкой приветливости, очень элегантный,
безусловно чуткий и ранимый, но умевший чувствовать себя непринужденно
и вести себя открыто с тем, кто внушал ему доверие и симпатию;
это был человек дружелюбный, расположенный к дружбе. Шесть лет
назад, во время нашей с ним встречи здесь, недалеко от Чикаго,
в Эверстоне, где я пишу эти строки как последнюю дань его памяти,
мне выпало это счастье — удостоиться
его доверия.
Деррида не был знаком с Адорно. Но во время вручения ему премии
Адорно во Франкфурте-на-Майне он произнес речь, в которой все,
от образа мысли до сокровеннейших глубин напоминающих о романтизме
сновидческих фантасмагорий, отвечало самому духу Адорно. Вероятно,
сходство их идей следует искать в общих еврейских корнях. Адорно
всегда стремился сравняться с Шолемом; для Деррида учителем стал
Левинас. В этом плане роль Деррида в Германии —
еще и просветительская; если он и развивал темы позднего Хайдеггера,
то, по крайней мере, не впадая в неоязычество и храня верность
моисеевым источникам.
Юрген Хабермас, философ.
"Либерасьон", 13 октября 2004.
|