|   | 
            | 
          Памяти 
              Жака Деррида (1930 — 2004) 
               
               
               
              Философ, литературовед, культуролог, лидер "Парижской школы", 
              одна из крупнейших интеллектуальных фигур 20 в., Жак Деррида скончался 
              9 октября 2004 г. 
               
               
             
            Все, что я говорю о жизни после смерти 
              как об усложнении оппозиции "жизнь-смерть", связано для 
              меня с безусловным утверждением жизни. Жизнь после смерти — 
              это жизнь по ту сторону жизни, жизнь, превышающая жизнь, и мои слова 
              суть не апология смерти, а, наоборот, утверждение живущего, ставящего 
              жизнь и, следовательно, загробную жизнь выше смерти, ибо загробная 
              жизнь — не просто какой-то остаток, а самая насыщенная форма 
              жизни из всех возможных. Мысль о неизбежности смерти никогда не 
              одолевала меня более настойчиво, чем в минуты счастья и наслаждения. 
              Для меня наслаждаться и скорбеть о смерти, которая всегда начеку, 
              — одно и то же. Вспоминая свою жизнь, я часто думаю, что мне 
              повезло: я любил и благословлял даже несчастливые минуты. Практически 
              все, за единственным исключением. Возвращаясь в воспоминаниях к 
              моментам счастья, я, разумеется, благословляю и их; в то же время 
              они приближают меня к мысли о смерти, гонят к смерти, потому что 
              они суть нечто пройденное, завершившееся... 
               
              Интервью Жака Деррида газете "Ле Монд", 19 августа 2004 
              г.  
             
               
                 
                 
                 
                Юрген Хабермас 
                Присутствие Деррида 
                 
                 Текст публикуется с разрешения газеты "Либерасьон". 
                 
                 
                Творчество Деррида сформировало сознание целого поколения, и вплоть 
                до сегодняшнего дня интеллектуальное напряжение, в котором Деррида 
                держал это поколение, не спадало; в этом с Деррида сопоставим 
                разве что Фуко. Но, в отличие от Фуко и несмотря на то, что Деррида 
                был также и политическим мыслителем, главное, что восприняли от 
                него его последователи, — это умение распределять и направлять 
                свои эмоциональные импульсы в русло некоей практики, изначально 
                не связанной ни с какой доктриной, не предполагающей даже выработки 
                терминологии, позволившей бы по-новому взглянуть на мир. Все это, 
                разумеется, тоже присутствует, но предлагаемая Деррида операция 
                — прежде всего самоцель: 
                погрузиться в микрологическое прочтение текста и актуализировать 
                уцелевшие следы прошлого. Подобно негативной диалектике Адорно, 
                деконструкция Деррида — также 
                и, в первую очередь, практика. 
                 
                О болезни, которой до конца сопротивлялся Жак Деррида, было известно 
                многим. И его смерть не стала полной неожиданностью. Тем не менее 
                она поразила нас своей внезапностью, скоропостижностью, грубо 
                вырвала нас из привычно банального уюта повседневности. Конечно, 
                он будет жить в своих произведениях — 
                мыслитель, всю свою интеллектуальную энергию сосредоточивший на 
                прочтении великих текстов, торжественно утвердивший примат письменного 
                слова, которое можно передавать, над устным, существующим лишь 
                в настоящем времени. Но отныне мы знаем, чего нам будет не хватать, 
                — голоса Деррида, присутствия 
                Деррида. 
                 
                Взору читателя в работах Жака Деррида предстает автор, читающий 
                тексты вспять, пока не вскроется некий субверсивный смысл. Под 
                его неумолимым взглядом любой контекст разлетается вдребезги; 
                казавшаяся твердой почва становится зыбкой, под цельностью обнаруживается 
                двойное дно. Знакомые иерархии, конструкции и опоозиции обретают 
                значение, совершенно противоположное привычному. В мире, в котором 
                мы чувствовали себя как дома, больше нельзя жить. Мы не принадлежим 
                этому миру, мы в нем чужаки среди чужаков. И наконец — 
                религиозный мотив, звучащий уже практически в открытую. 
                 
                Редко бывает, чтобы произведение оставляло впечатление такой открытости 
                подлинного облика автора рядовому читателю. Однако на самом деле 
                Деррида принадлежал к числу авторов, которые при личной встрече 
                застают читателя врасплох. Он был совсем не тем, каким его ожидали 
                увидеть. Это был человек редкой приветливости, очень элегантный, 
                безусловно чуткий и ранимый, но умевший чувствовать себя непринужденно 
                и вести себя открыто с тем, кто внушал ему доверие и симпатию; 
                это был человек дружелюбный, расположенный к дружбе. Шесть лет 
                назад, во время нашей с ним встречи здесь, недалеко от Чикаго, 
                в Эверстоне, где я пишу эти строки как последнюю дань его памяти, 
                мне выпало это счастье — удостоиться 
                его доверия. 
                 
                Деррида не был знаком с Адорно. Но во время вручения ему премии 
                Адорно во Франкфурте-на-Майне он произнес речь, в которой все, 
                от образа мысли до сокровеннейших глубин напоминающих о романтизме 
                сновидческих фантасмагорий, отвечало самому духу Адорно. Вероятно, 
                сходство их идей следует искать в общих еврейских корнях. Адорно 
                всегда стремился сравняться с Шолемом; для Деррида учителем стал 
                Левинас. В этом плане роль Деррида в Германии — 
                еще и просветительская; если он и развивал темы позднего Хайдеггера, 
                то, по крайней мере, не впадая в неоязычество и храня верность 
                моисеевым источникам. 
                 
                Юрген Хабермас, философ. 
                 
                "Либерасьон", 13 октября 2004. 
                 
              |