Программы курсов
  История зарубежной критики
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Г. К. Косиков



Литература к курсу




Античность


Средние Века и Возрождение

Новое Время

XIX век

XX век
История зарубежной критики (для романо-германского отделения)




Предмет курса: историческое развитие представлений о содержании, генезисе и функциях литературного творчества, о строении литературных произведений.



Основные историко-типологические и функциональные разновидности литературного сознания: 1. Нормативная поэтика. 2. Литературная критика в тесном смысле слова. 3. Литературоведение.

1. Нормативная поэтика и ее основные задачи: установление правил построения образцовых произведений. Причины возникновения и условия существования нормативной поэтики. Ее основные черты: универсально-рецептурный характер, ориентация на канон, аисторизм. Историко-хронологические границы бытования и господства нормативной поэтики: период «рефлективного традиционализма» (классическая античность – конец XVIII в).
2. Литературная критика. Время, условия (переход от цивилизации Средних веков к цивилизации Нового времени) и основные причины (возникновение индивидуального вымысла, личного авторства, литературных течений, направлений и школ) ее появления. Критика как самосознание литературы, как компонент литературного процесса и как средство литературной борьбы. Функциональные связи и различия между нормативной поэтикой и литературной критикой.
3. Литературоведение как гуманитарная наука. Время (рубеж XVIII–XIX вв.) и основные предпосылки (выделение «человека» в качестве специфического предмета познания, принципы субъектности, генетизма и историзма) возникновения гуманитарных наук. Литературоведение и литературный процесс. Литературоведение и литературная критика. Взаимодействие с естественными и гуманитарными науками.



Античные представления о художественной словесности.

I. Архаический период.
Общее представление об архаической культуре в Греции. Понятие «дорефлективного традиционализма». Хорея. Миф, культ и поэзия. Публичный способ бытования поэзии. Древние поэты (Гомер, Гесиод, Пиндар) о поэзии: ее источник, цель и предмет. Поэзия и «правда». Поэзия и искусство (технэ).

II. Классический период.
Греческая культура в V–IV вв. до н. э. От мифа к логосу: начало «рефлективного традиционализма». Понятие о «риторической культуре» и примат универсалий как ее основа. Риторика, поэзия и философия.

Софисты и риторы о художественной речи. Риторический и поэтический дискурс как технэ; обоснование рецептурного подхода к словесному творчеству; кодификация правил риторики и поэтики. Поэзия и проза: перенос поэтических приемов в прозу и риторических норм – в поэзию. Риторический довод «правдоподобия» (эйкос) и его применение в поэзии. Цель поэзии: удовольствие и/или польза. Соперничество ораторской прозы и поэзии. Соперничество риторики и философии.

Платон. Проблема поэзии в философии Платона: поэзия в свете задач государственной педагогики. Поэтическое творчество как плод божественного вдохновения и суггестивная сила поэзии (платоновская коммуникативная «цепь»: бог – поэт-рапсод – зритель-слушатель). Платоновские антитезы: поэзия / искусство, поэзия / знание. Вопрос о подражании у Платона. Подражание (мимесис) и повествование (диегесис). Значение этих категорий а) для выделения поэтических родов; б) для обоснования «уподобляющей» природы поэзии. «Бытие» и «станов-ление». «Знание» и «мнение». Эйдос, эйкон, эйдолон. Критика поэзии как «подражания подражанию». Конфликт поэзии и философии в «Государстве» (нравственный вред поэзии, изгнание поэтов из идеального государства) и их «примирение» в «Законах».
Аристотель. Учение Аристотеля о словесном творчестве как классическое воплощение античной эстетической мысли. Понятие «природы» у Аристотеля. Энтелехия и «четыре причины» (материальная, формальная, целевая, действующая). Форма (морфэ) как «суть бытия» вещи. «Природа» и «искусство». Смысл аристотелевской формулы «Искусство подражает природе». «Опыт», «искусство» и «наука». Поэтика как «наука» и поэзия как «искусство». Поэзия как подражательное искусство; значение термина «подражание» у Аристотеля. Предмет, средства и способы подражания. Понятие «миф» у Аристотеля (миф как «предание», «фабула» и «сказание»). «Поэзия» и «история»: аристотелевское определение поэзии. Вероятностная логика как основа «Поэтики» и «Риторики». «Правдоподобие», «вероятность», «необходимость». Правдоподобный вымысел как механизм претворения поэтической «материи» (мифа) в «форму» завершенного произведения. Познавательная роль поэзии.
Трагедия и эпос как объекты осмысления в «Поэтике». «Форма» трагедии и шесть ее «частей». Характеры и действия. Трагедия как «подражание действию»; фабула, перипетии, узнавание. Катарсис. Сходство и различия между трагедией и эпосом.
«Риторика» Аристотеля. Цель риторики и понятие об основных риторических категориях. Поэзия как объект риторического анализа. Значение «Поэтики» и «Риторики» для античности; их определяющее влияние в период высокого Средневековья, в эпоху Возрождения, в XVII–XVIII вв. («аристотелевский цикл»).

III. Эллинистически-римский период.
Культура в государствах диадохов; ее космополитический, ученый и элитарный характер. Деятельность александрийских грамматиков. Особенности эллинистической культуры на почве Римской республики и империи. Теоретическое осмысление поэзии и прозы в эпоху эллинизма. Вопросы риторики и поэтики в сочинениях Дионисия Галикарнасского («О расположении слов»), Деметрия («О стиле»), Псевдо-Лонгина («О Возвышенном»). Трактаты Цицерона («Об ораторе» и «Оратор») и его учение о художественной речи. Цицерон о трех стилях. «Послание к Пизонам» Горация. Гораций об источнике и цели поэзии. Природное дарование и искусство. Предмет поэзии. Поэтический язык. Гораций о трагедии. Общие проблемы эллинистической поэтики. Определение поэзии. «Ложь» и «правда» в поэзии и понятие о поэтическом вымысле. Поэзия и проза. Поэзия и история. Поэзия и философия. Поэзия и риторика.


Риторика и поэтика в период высокого Средневековья и в эпоху Возрождения.


Средневековая цивилизация и характер ее культуры. Значение христианской, античной и варварской традиций для становления средневековой словесности. Характер средневековой образованности. Устные и письменные жанры средневековой латинской литературы как основной объект теоретического осмысления. Применение принципов латинской риторики к произведениям на национальных языках.

I. Высокое Средневековье.
Влияние поздней античности на формирование средневековых представлений о словесном искусстве. Понятие о «свободных искусствах». Риторика как «свободное искусство» и ее универсальная роль (предмет средневековой риторики: все виды словесного творчества). Учение о «словесном выражении» в роли средневековой стилистики и его преобладание над другими «частями» риторики.
Поэтика как «вторая риторика». Тематика средневековых поэтик: цель поэзии; лексика и синтаксис; «три стиля»; соотношение стихотворной и прозаической речи. Нормативно-описательный характер средневековых латинских поэтик и риторик. Их значение для становления и упорядочения средневековой словесности; влияние на формирование и теоретическое осмысление национальных литератур. Первые риторики и поэтики на национальных языках (Б. Латини, Э. Дешан).
Данте. Проблема латыни и «народной речи» в трактатах «Пир» и «О народном красноречии». Философия языка у Данте. Способность языков к развитию. Ценностное возвышение поэзии. Поэтический язык как норма «народного красноречия». Преимущества поэзии перед риторической прозой. Данте о предмете поэзии, о поэтических жанрах и о необходимости «ученой поэтики». Значение трактатов Данте для становления светской поэзии на национальных языках.

II. Эпоха Возрождения.
Понятие ренессансного гуманизма. Место ренессансно-гуманис-тического движения в культуре позднего Средневековья. Литературная теория в эпоху Возрождения.
Нормативные поэтики. Характер и смысл рецепции античных учений о словесном творчестве. Перестройка литературной практики на основе античных образцов. Влияние Платона. Влияние Горация. Авторитет Аристотеля и возрождение аристотелевских «Риторики» и «Поэтики». Нормативные поэтики как выражение унифицирующих и централизующих тенденций в литературе.
Нормативные поэтики в Италии. Проблематика трактатов М. Дж. Виды («Об искусстве поэзии»), Дж. Триссино («Поэтика»), Ю. Ц. Скалигера («Семь книг поэтики») и др.: подражание древним; предмет поэзии; «правда» и «вымысел»; принцип правдоподобия; три единства в драматургии; цель поэзии; ученые знатоки как судьи поэтического творчества. Нормативные поэтики и проблема предклассицизма в европейских литературах.
Национальные поэтики. Утверждение поэзии на национальных языках и ее теоретическое осмысление в эпоху Возрождения. «Защита и прославление французского языка» Ж. Дю Белле, «Защита поэзии» Ф. Сидни, «Образцовая поэтика» Х. де ла Куэвы и др.
«Защита...» Дю Белле как программный документ ренессансно-гуманистической литературы. Отличие «Защиты...» от средневековых поэтик и риторик. Отношение Дю Белле к античной, средневековой и итальянской ренессансной традициям в поэзии. Проблема языка и ее значение. Повседневный язык и язык поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Утверждение высокого стиля. Проблема поэтических жанров. Функция поэзии и миссия поэта. «Вдохновение» и «искусство».
Антинормативные тенденции. Литературные дисскуссии XVI в. (спор о поэзии во Франции 40–50-х гг., спор об «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо, спор о «Верном пастухе» Б. Гварини и др.). Столкновение предклассицистских и антиклассицистских тенденций в литературном сознании эпохи Возрождения. Полемика вокруг Аристотеля (Комментарии Л. Кастельветро к его переводу «Поэтики» и др.). Отход от аристотелевых «правил» и ориентация на «народный вкус» («Новое искусство сочинять комедии» Лопе де Вега).



Литературная теория в Новое Время

Демифологизация и децентрация культуры как отличительные признаки цивилизации Нового времени. Становление рационально-критического мышления; влияние этих процессов на литературу и литературное сознание. Борьба и взаимодействие литературных направлений как почва для развития литературной теории и критики.

XVII век

Поэтика и критика классицизма. Синтез античных литературных принципов и новоевропейского рационализма в классицизме. Ведущее положение классицистической поэтики в XVII в. Полемика Ф. Малерба против Плеяды и его роль в формировании теории классицизма. Спор о «Сиде» П. Корнеля как важнейший эпизод литературно-критической борьбы. Теоретические проблемы в «Мнении Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»». Разработка норм классицистической поэтики в «Практике театра» Ф. Д’Обиньяка. Программно-кодифицирующий характер «Поэтического искусства» Н. Буало. Классицистическая теория в Германии и в Англии. Значение «Книги о немецкой поэзии» М. Опица и «Опыта о драматической поэзии» Д. Драйдена для развития национальных вариантов классицизма.
Основные проблемы поэтики классицизма: «подражание древним», «подражание природе»; «польза» и «разумное удовольствие» в поэзии; мифологическое и историческое предание как ее предмет; «правда» / «правдоподобие» / «вымысел». Нормативный универсализм поэтики классицизма.
Полемика внутри классицизма. Значение «Рассуждений» П. Корнеля. Спор вокруг «Школы жен» Ж.-Б. Мольера. Литературно-критическая борьба и значение «спора о древних и новых авторах».
Литературная теория барокко. Концепция барокко в Испании. Понятие о культеранизме и консептизме. Спор по поводу «Поэм одиночества» Л. де Гонгоры как проявление литературно-критической борьбы (полемические послания в стихах Гонгоры, Лопе де Вега, Ф. Кеведо, П. де Валенсия). Проблематика трактата Б. Грасиана «Остроумие, или Искусство изощренного ума»: цель поэзии и специфика поэтического языка; «ученость», «изобретательность» и «мастерство»; поэзия и рациональное постижение мира; поэзия и риторика; удовольствие и польза в поэзии. Роль барочной теории в литературном сознании XVII в.

XVIII век

Литературный процесс в эпоху Просвещения. Отражение литературной борьбы в литературной критике и теории.

Просветительский классицизм. Принципы классицизма в «Опыте о критике» А. Попа. С. Джонсон как теоретик просветительского классицизма (предисловие к сочинениям Шекспира, «Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов») и его критика просветительского реализма и сентиментализма. Классицистический рационализм в «Опыте критической поэтики для немцев» И. Х. Готшеда и полемика против барочных тенденций в литературе. Вольтер как теоретик просветительского классицизма. Культ «вечных истин»; проблема «гения» и «вкуса». Вольтер о театре как «школе морали». Вольтер против Шекспира. Позиция Вольтера в «споре о древних и новых» и его полемика с теорией драмы Дидро.
Просветительский реализм. Д. Дидро и Г.Э. Лессинг как теоретики драмы. Принципы просветительского реализма в «Беседах о «Побочном сыне»» и в «Рассуждении о драматической поэзии» Дидро. Понятие «серьезного жанра». Соотношение «характеров» и «общественного положения». Дидро о «подражании природе» и о «правдоподобии». «Литературные письма» и «Лаокоон» Лессинга. Проблемы просветительского реализма в «Гамбургской драматургии». Лессинг о предмете драмы, о ее познавательной и воспитательной функциях. Лессинг о драматических жанрах. Проблема «характеров». Расхождения Лессинга с Дидро. Критика Дидро и Лессингом литературной практики и теории классицизма. Черты просветительской нормативности в их литературной теории.
Сентиментализм и предромантизм. Их различия и общие черты. «Размышления об оригинальном творчестве» Э. Юнга как важнейший документ литературной теории сентиментализма. Тезис о творческой силе гения и индивидуальном вымысле; его значение для позднепросветительского и романтического переосмысления природы литературы и ее истории. Интерес к национальной литературной традиции и к народному творчеству как характерная черта предромантических теорий. Значение «Писем о рыцарстве и романе» Р. Херда и «Истории английской поэзии» Т. Уортона. Роль «Крестовых походов филолога» И. Г. Гамана для становления сентиментализма и предромантизма в Германии. Критика Юнгом, Дж. Уортоном («Опыт о гении и сочинениях Попа») и Гаманом просветительского рационализма и классицизма.
Литературные взгляды поздних просветителей. Их значение для подготовки гуманитарных наук. И. Г. Гердер как крупнейший теоретик культуры эпохи Просвещения; его отношение к теоретическим основам просветительского рационализма, сентиментализма и предромантизма. Историзм Гердера; учение о равноценности и оправданности всех эпох и народов, составляющих культурно-исторический мир. Идея «всеобщей истории мировой культуры». Генетический и сравнительно-исторический метод Гердера в работах «Критические леса», «Шекспир», «О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена». Наследие Гердера и романтизм. Влияние идей Гердера на формирование исторического литературоведения.
Ф. Шиллер как теоретик и историк литературы. Проблема специфики искусства в «Письмах об эстетическом воспитании человека». Понятие эстетического у Шиллера. Искусство как «игра» и его общественная функция. Работа Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» как вклад в развитие исторического взгляда на литературу. Восприятие идей Шиллера немецкими романтиками.

Литературная теория романтизма

Эпоха романтизма и ее роль в европейском историко-культурном процессе. Теоретическое значение литературных взглядов романтиков. Романтическая теория в Германии. Иенский кружок. Влияние И. Канта и И. Г. Фихте на иенских романтиков. Ф. Шеллинг и литературный романтизм. Литературные взгляды Новалиса и братьев Шлегелей. Значение «Фрагментов» Фр. Шлегеля. Роль Берлинского и Венского курсов А. В. Шлегеля. Идеи романтизма во Франции. Значение работ Ж. де Сталь («О литературе в ее связи с общественными установлениями», «О Германии»), Стендаля («Расин и Шекспир») и В. Гюго («Предисловие к «Кромвелю»). Идеи романтизма в Англии. («Лекции о Шекспире» и «Литературная биография» С. Кольриджа, «Защита поэзии» П. Б. Шелли).
Проблемы литературной теории у немецких романтиков. Характер их реакции на рационализм XVII–XVIII вв.; полемика с классицизмом и просветительским реализмом: отрицание пассивности человеческого сознания, рационалистической нормативности и классицистической поэтики.
Романтики о специфике искусства, об источнике, предмете и цели художественного творчества. Понятия «гений» и «природа». «Подражание природе» у романтиков. Утверждение субъективно-творческого начала в искусстве. Проблема «синтеза» в литературе и романтическая концепция романа. «Романтическая ирония». Проблема историзма у романтиков.
Сопоставление античной и новоевропейской поэзии. Братья Шлегели об историко-культурном и историко-литературном процессах. Эпохальная и национальная самобытность культурных явлений. Влияние романтических теорий на формирование литературоведения XIX в.

Литературоведение в XIX веке

Завершение «аристотелевского цикла» в европейской культуре. Возникновение гуманитарных наук. Принципы субъектности, генетизма и историзма как предпосылка становления гуманитарного знания в XIX в. Специфика его объекта и методов. Литературоведение как гуманитарная наука.

Основные тенденции и направления в литературоведении XIX в.

«Романтическая герменевтика». «Предыстория» герменевтики: филологическое истолкование классических текстов и библейская экзегетика. Ф. Шлейермахер как создатель «универсальной герменевтики». Проблема «понимания». Понимание как «вчувствование». Понимание и непонимание («Герменевтика есть там, где есть непонимание»). Метафизика «другого»: преодоление исторической дистанции между понимающим и понимаемым; герменевтика как реконструкция чужой индивидуальности. Диалогичность гуманитарного мышления; проблема герменевтического круга. Компаративно-исторический и субъективно-дивинаторный методы. Сознательное и бессознательное в творчестве и основная герменевтическая задача: «понять автора лучше, чем он сам понимал себя и свое произведение». Психологизм шлейермахеровской герменевтики. Герменевтика и «биографический метод» Ш. Сент-Бёва. Сент-Бёв о роли личностного начала в искусстве. Тождество произведения и создавшего его «гения». От биографии к психологии автора. Критика как перевоплощение. Критик-«река». Характер влияния психологической герменевтики на культурно-исто-рическую школу и на критиков-импрессионистов.
Мифологическая школа. Влияние Шеллинга, Фр. и А. В. Шлегелей на формирование ее принципов. Роль сравнительно-исторического языкознания в становлении мифологической школы. Научная деятельность Я. и В. Гримм. Программный характер работы Я. Гримма «Немецкая мифология». Братья Гримм о происхождении и сущности народной поэзии. Возведение литературных и фольклорных сюжетов и образов к «прамифу» как методологический принцип школы. Ее значение для создания сравнительной мифологии и фольклористики. Мифологический редукционизм школы. Ее отношение к ритуально-мифологическому литературоведению XX в.
Культурно-историческая школа. Значение идей Гердера и романтиков для формирования школы. Роль романтической историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье) в становлении ее принципов. Борьба против спекулятивной и нормативной эстетики и исторический подход к культуре. Влияние позитивизма (О. Конт и др.). Построение гуманитарного знания по образцу естественных наук как методологический принцип школы. Понятие «причины» и причинного «объяснения». Позитивистский детерминизм Э. Ренана в «Будущем науки». Предисловие к «Истории английской литературы» И. Тэна как программный документ школы. Три «первоначальные силы»: «раса», «среда», «момент»; каузально-генетический метод и проблема «закона» в гуманитарных науках. Методологический монизм Тэна: «связь сосуществования». Литературное произведение как «памятник» и «документ». Редукция личности в культурно-исторической школе: «история литературы без авторов». Влияние эволюционизма, органицизма и социал-дарвинизма: работа Ф. Брюнетьера «Эволюция жанров в истории литературы». Позитивистская фактография в работе Г. Лансона «Метод в истории литературы».
Натуралистический и социальный редукционизм, игнорирование специфики гуманитарных объектов и гуманитарного знания, недооценка личностного начала и духовной активности искусства как методологические изъяны школы.
Создание историй национальных литератур («История литературы XVIII века» Г. Гетнера, «История итальянской литературы» Ф. де Санктиса, «История немецкой литературы» В. Шерера, «История эстетических идей в Испании» М. Менендеса-и-Пелайо, «Главные течения в европейской литературе XIX века» Г. Брандеса, «История французской литературы» Г. Лансона) как заслуга школы. Ее историческая роль и влияние.
Сравнительное литературоведение. Его связь с культурно-истори-ческой и мифологической школами. Сопоставление национальных литератур как одна из важнейших задач литературоведения XIX в. Формирование принципов сравнительного литературоведения. Миграционная («компаративистская») теория в предисловии Т. Бенфея к его переводу «Панчатантры». Принцип влияний и заимствований как основа теории. Ее эмпиризм и отвлечение от социального генезиса литературы; значение для исследования межкультурных контактов. Вклад историков литературы (Брандес, Брюнетьер) в развитие сравнительного литературоведения.
В. Дильтей и духовно-историческая школа. Критика Дильтеем позитивистского редукционизма и проблема философского обоснования гуманитарных наук в работах «Введение в науки о духе», «Описательная психология», «Построение исторического мира в науках о духе». Методологическая граница между «науками о природе» и «науками о духе». Естественнонаучный принцип «объяснения» и гуманитарный принцип «понимания» («Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем»). Дильтей и Шлейермахер. Влияние на Дильтея «философии жизни». «Жизнь» как «переживание». Критика кантовского «трансцендентального субъекта» и проблема индивидуальности у Дильтея. «Жизнеобнаружение». «Выражение» как объективация «переживания». «Понимающая психология»; «понимание» как «переживание». Историчность социального опыта: «критика исторического разума». Полемика против каузально-детерминистского историзма. «Причина» духовного явления и его «смысл». Герменевтическое познание как интерпретация смыслов и постижение исторических «духовных единств». Самопонимание (автобиография), понимание «другого» (биография) и понимание «объективного духа» эпохи (историография). Дильтей как историк литературы («Чарльз Диккенс и гений повествовательной литературы», «Переживание и творчество», «Поэтический гений и безумие» и др.). Последователи Дильтея в литературоведении; критика позитивизма и задачи «наук о духе» в работе Р. Унгера «Философские проблемы новейшего литературоведения»; Ф. Гундольф: «метод есть переживание» («Шекспир и немецкий дух», «Гете» и др.). Значение работы Г. Зиммеля «Гете». Влияние духовно-исторической школы на В. Кайзера и Э. Штайгера. Роль методологического наследия Дильтея в развитии герменевтики XX в.
Методология марксизма в литературоведении XIX в. Принципы материалистического понимания истории. Экономические отношения как движущая сила исторического развития. Материальное и духовное производство. Базис и надстройка. Искусство как надстроечное явление. Учение о социально-экономических формациях и марксистские принципы построения истории литературы. Понятие идеологии у К. Маркса и Ф. Энгельса. Класс, классовое сознание, идеологические представители класса. Искусство как форма идеологии и как средство классовой борьбы. Ф. Меринг как первый марксистский историк немецкой литературы. Методологическое значение «Легенды о Лессинге». Анализ механизма буржуазной идеологии. Идеологическая «легенда» как способ «объективного искажения» истины. Немецкий классицизм XVIII в. как попытка социальной эмансипации буржуазии. Проблема познавательной функции литературы у Меринга. П. Лафарг как литературный критик. Его полемика против нормативной критики и теории «чистого искусства». Социологический метод в «Происхождении романтизма». Социальные интересы класса и его идеологические «одежды». Онтологическое тождество литературного характера и его классового прототипа. Художественное произведение как лживо-правдивая «автобиография» класса. Лафарг о романтизме как о продукте идеологического блока упадочного дворянства и восходящей буржуазии. Вульгарный социологизм работ Меринга и Лафарга.

Литературоведение в ХХ веке

Место литературоведения среди гуманитарных наук XX в. Влияние философских концепций на формирование литературоведческих методологий. Методологические дихотомии современного литературоведения (сознательное / бессознательное; рефлексивность / психологизм; рационализм / интуитивизм; каузальность / телеология; ахрония / диахрония; сциентизм / антисциентизм; поэтика / герменевтика). Взаимодействие и размежевание литературоведческих направлений XX в. Литературоведение и проблема культурологического синтеза.

«Новая критика» в Великобритании и США. «Новая критика» как реакция на психологизм, естественнонаучный и социально-экономи-ческий редукционизм в гуманитарных науках. «Новая критика» и задачи поэтики. Проблема исторически устойчивых литературных форм. Понятие «традиции» в «Избранных эссе» Т.С. Элиота. Программный характер работ А. А. Ричардса («Принципы литературной критики»), Ф. Р. Ливиса, А. Тейта («Реакционные эссе о поэзии и идеях»), П. Лаббока («Искусство прозы»), Дж. К. Рэнсома («Новая критика»). Основные неокритические принципы: внимание к универсальным аспектам литературных произведений (повествовательные регистры, «точки зрения» и т. п.); проблемы внутритекстовой семантики; техника «тщательного прочтения»; имманентный смысл произведения; понятие об «органической форме». «Новая критика», русская «формальная школа» и французский структурализм.
Сравнительное литературоведение. Его развитие от XIX в. к XX. Научная деятельность П. Азара и Ф. Бальдансперже. «Сравнительное литературоведение» П. Ван-Тигема. «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена. Вклад в сравнительное литературоведение Э. Р. Курциуса («Европейская литература и латинское средневековье») и Э. Ауэрбаха («Мимесис»). Предмет (контакты, взиамовлияния, заимствования, типологические схождения и специфика национальных литератур) и объект («история идей», жанровые, тематические, композиционные и стилевые взаимодействия) сравнительного литературоведения. Его основные категории: «передающая» и «воспринимающая» литературы; конвергенция и дивергенция; континуитет и дисконтинуитет; интеграция и дифференциация; литературный синкретизм. Межнациональный литературный процесс. Сравнительное литературоведение и «всеобщая литература». Проблемы исторической поэтики в контексте сравнительного литературоведения.
Психоанализ и литературоведение. З. Фрейд; основные категории фрейдизма и их применение к анализу литературы («Поэт и фантазия», «Достоевский и отцеубийство» Фрейда; «Эдгар По: психоаналитический очерк» М. Бонапарт). Динамика «влечений» и «запретов». Художественное творчество как патогенный процесс. Фантазирование как способ сублимации и символизации бессознательной либидозной энергии. Произведение как средоточие «иллюзий сознания»; компенсаторная функция искусства и задача «дешифровки» латентного содержания. Позитивизм и биологический редукционизм Фрейда; «смерть субъекта». Психоанализ как разновидность каузально-регрессивного метода и как «герменевтика разоблачения».
«Аналитическая психология» К. Г. Юнга. Зависимость и отталкивание Юнга от Фрейда (фрейдизм – «уничтожающий приговор культуре»). Юнг и дебиологизация психоанализа. «Архетипы» как транстемпоральные комбинации априорных мотивов. «Коллективное бессознательное» как хранилище архетипов; их ценностно-смысловая нейтральность и суггестивная сила. Художник как медиум коллективного бессознательного. Произведение как «имперсональное сновидение». Терапевтическая роль искусства.
Психоаналитическая оппозиция "энергия / структура" и методологическое значение понятия бессознательного для гуманитарных наук XX в. Влияние психоанализа (ритуально-мифологическая школа, экзистенциализм, структурализм, постструктурализм).
Ритуально-мифологическая школа. Сближение литературоведения с антропологией и аналитической психологией. Характер влияния Дж. Фрейзера и К. Г. Юнга на формирование школы. Значение работы М. Бодкин «Архетипические образы в поэзии». «Анатомия критики» Н. Фрая как программный документ ритуально-мифологического литературоведения. Основная методологическая проблема школы: исторически повторяющиеся символико-психологические формы в литературе. Архетип как структурный принцип организации литературы. Ритуал как генетическая основа и парадигматический образец литературных образов. Проблема исторического единства культуры и трактовка литературной традиции в ритуально-мифологической школе; ее панмифологизм и психологический редукционизм. Отношение школы к «новой критике», к экзистенциализму и структурализму.
«Онтологическая герменевтика» М. Хайдеггера. Полемика с субстанциализмом классической философии, критика концепции беспредпосылочного знания и субъект-объектной гносеологической модели в «Бытии и времени». Депсихологизация герменевтики: от понимания «другого» к пониманию «бытия». Историчность бытия у Хайдеггера («бытие есть время»). «Бытие» и «здесь-бытие». Здесь-бытие как «бытие-возможность». Понятие проекта. Онтологическое и онтическое: «бытие» и «сущее». Критика «метафизики». «Метафизика» как познание сущего. Герменевтика как «опрашивание бытия». Хайдеггеровская трактовка «необходимости» и «возможности». «Понимание» («развертывание возможностей бытия») и «истолкование» («разработка возможностей понимания»). Онтологическая структура произведения в «Истоке художественного творения». «Мир» и «земля». Истина как «спор мира с землей» (раскрытие-сокрытие бытия). Искусство как «свершение истины» и как теургический акт.
Экзистенциализм и проблема эстетической коммуникации. Проблема интерсубъективности в философии персонализма и экзистенциализма (М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, Г. Марсель, Э. Мунье, Ж.-П. Сартр). Ж.-П. Сартр. Критика эгоцентризма хайдеггеровского «здесь-бытия» и «попечительного» «мы-бытия». Онтические отношения между «я» и «другим»: овеществляющая сила «взгляда» и взаимная негация экзистенций; «конфликт» как онтический смысл «бытия-для-другого»; отчужденные формы общения («садизм», «мазохизм»). Онтологическая способность человека к трансцендированию и формы подлинной коммуникации; «любовь» как сотрудничество со свободой «другого». Подлинная коммуникация и искусство; неантизирующая способность воображения: искусство как создание ирреальных «квази-объектов»; объективация авторской экзистенции в художественном образе; «открытость» произведения; его актуализация в читательском восприятии; преодоление онтических границ между авторской и читательской экзистенциями (открытие себя в «другом») в акте эстетической коммуникации; искусство как способ приближения к «человеческой тотальности».
Неомарксизм и социология искусства. Философско-методоло-гическое значение работ М. Вебера, Д. Лукача, К. Мангейма. Социальная философия Франкфуртской школы. Программный характер «Диалектики просвещения» М. Хоркхаймера и Т. В. Адорно. «Негативная диалектика» и «Философия новой музыки» Т. В. Адорно. Субъект-объектные отношения как отношения власти; внутренняя расщепленность субъекта на «природность» и «самость». Понятие просвещения; «просвещение» как продукт «самости», как способ рационализации мира и господства над ним. Отчуждение от «природы» как оборотная сторона «просвещения». Идеология как «ложное сознание». Социальная история как борьба «подлинности» (свободное развертывание человеческой сущности) и «неподлинности» (принудительный подход к природе и человеку). Диалектика «познавательного» и «идеологического» начал в искусстве. «Интегральное произведение» как воплощение «воли к власти». Стиль как «насилие». Субверсивное начало в искусстве. «Истинное» искусство как балансирование между произведением и его саморазрушением. Онтология «истинного» произведения как «онтология возможного». Социальная функция искусства: выражение неотчужденной истины в отчужденных формах.
«Философская герменевтика» Г. Г. Гадамера. «Истина и метод». Влияние Хайдеггера; полемика с классическим рационализмом и позитивистским сциентизмом. Гадамер против субъективного психологизма Шлейермахера и Дильтея. Герменевтика как онтология (понимание – «способ человеческого бытия в мире»). Герменевтика как метод гуманитарных наук (историчность человеческого опыта). Герменевтическая ситуация и герменевтичекий круг. Проблема традиции у Гадамера. Традиция и авторитет. Авторитет и разум. «Пред-суждение» и «пред-рассудок». «Истинные» и «ложные» пред-рассудки. Пред-рассудок как предпосылка понимания. Понимание как раскрытие «смысловых возможностей» текста. Проблема «действенно-исторического сознания». Историчность текста и историчность интерпретатора. Герменевтический опыт как диалогическое («я-ты») отношение. Текст как ответ и текст как вопрос. Герменевтическая продуктивность «исторического отстояния». «Горизонт понимания»; «слияние горизонтов» как экзистенциальное событие и акт «свершения традиции». Гносеологический релятивизм Гадамера: «метод» против «истины».
«Рецептивно-исторический метод». Г. Р. Яусс («История литературы как провокация») и В. Изер («Имплицитный читатель», «Акт чтения»). Полемика против психологизма духовно-исторической школы и против «исторического объективизма» марксистского литературоведения, формальной школы и структурализма. Влияние Гадамера. Смысловая глубина произведения: «актуальное» и «потенциальное» значения. Историчность бытия литературы и непрерывность традиции: произведение как «событие наследия». Механизм «вопрос-ответ» как способ передачи традиции. Проблема культурного контекста; «предзнание» и «предпонимание». Читатель как участник литературного процесса; активность рецепции; понимание как «диалогическая продуктивность». Транссубъективный «горизонт ожидания». Подвижность горизонтов и проблема «эстетической дистанции». Процессуальный характер литературной истории и «общественно-формирующая» функция литературы.
«Феноменологическая герменевтика» П. Рикёра. Критический синтез герменевтических учений XIX–XX вв. (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер) в неорефлективной концепции Рикёра. Проблемы «общей герменевтики» в работах «Конфликт интерпретаций» и «От текста к действию». Герменевтика как метод исторических наук. Проблема бессознательного и понятие «смысла» у Рикёра. «Воля» как источник смыслов. Герменевтика и психоанализ. Герменевтика и структурализм. Диалектика «археологии», «телеологии» и «эсхатологии» сознания. «Причины» и «мотивы». «Регрессивно-проспективный» метод Рикёра: взаимодополнительность объяснения и понимания. «Символ» как «выражение с двойным смыслом». Герменевтика как область интерпретации символов. Понятие текста у Рикера. Текст и дискурс. Деконтекстуализация и реконтекстуализация текста; его смысловая «автономия»; текст как «бытие-возможность». «Мир текста». Понимание как диалектика «присвоения» и «отстояния».

Структурализм.
Неорационализм как философская основа структурализма; полемика с позитивистским субстанциализмом, герменевтическим психологизмом и экзистенциалистским иррационализмом. Структурализм в лингвистике (Ф. де Соссюр, Пражский лингвистический кружок, Н. Трубецкой, Р. Якобсон, глоссематика Л. Ельмслева) и в антропологии (Кл. Леви-Стросс); роль русской формальной школы в формировании литературоведческого структурализма 60–70 гг. (А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Ц. Тодоров, Ж. Женетт, Р. Барт).
Понятие структуры и ее основные особенности (целостность, трансформируемость, саморегулируемость). Бессознательный характер структуры; ее первичность по отношению к субъекту и рефлексивным формам его сознания. Примат структуры над событием, синхронии и ахронии над диахронией, целевой причины над генезисом, отношений над элементами, языка над речью, системы над синтагмой, инварианта над вариантами. Понятие «структурного объяснения» и его специфика по отношению к генетическому и каузальному объяснениям.
Структурализм и поэтика. Проблемы структурной нарратологии. Смысловые уровни повествовательного дискурса: функциональный, актантный, нарративный. Функциональные единицы и их классы; функциональный синтаксис. Актантная модель А.-Ж. Греймаса. Нарративная коммуникация и «ситуация рассказывания».
Абстрактная имманентность как методологический принцип структурализма и пределы применимости понятия «структура». Размыкание структуры в контекст как предпосылка перехода структурализма в постструктурализм.

Постструктурализм. Ницшеанский феноменизм, фрейдистское и марксистское «разоблачение сознания», хайдеггеровская «деструкция метафизики» как источники постструктурализма (Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр). Постструктурализм как философия «существования без сущности». Ж. Деррида и деконструктивизм. «Бытие», «начало» (архэ), «трансцендентное означаемое», «центр», «метафизика наличия», «онто-тео-телеология», логоцентризм» как объекты постструктуралистской критики. Методологический примат «становления» над «ставшим» (структурой). Проблема «речи» и «письма» в «Грамматологии» Деррида. Линейность «речи» и многомерность «письма». «Различение». Письмо как безвластная «игра» различений. История «метафизики» как история подавления письма. «Децентрация» и «рассеивание». «Деконструкция» как смещающая разборка-сборка структуры. Ю. Кристева и литературный «семанализ». Влияние М. М. Бахтина на Кристеву; «карнавал» как стихия субверсивности. «Семиотическое» и «символическое». Власть символического и контестативная энергия семиотического. Литература как арена борьбы между ними. Фенотекст / генотекст. Фенотекст как предмет поэтики; генотекст как предмет «семанализа». Интертекстуальность как бессубъектная «семиотическая практика» и как «продуктивность». Р. Барт и «смерть автора». Постструктуралистская оппозиция произведение / текст. Произведение как структура, текст как структурирование. Произведение и идеология; произведение и стереотипы; суггестивная власть произведения. Текст как безвластие и как способ дезорганизации произведения; переплетение культурных кодов в тексте; текст как множественность. «Удовольствие от текста».


Литература к курсу
© Кафедра истории зарубежной литературы. 2004