|
|
|
|
О. Ю. Панова
|
Рок-поэзия
и категории альтернативной и массовой культуры
Факультативный спецкурс под руководством О. Ю. Пановой.
Семинар
работает на филологическом факультете МГУ c 1996 года. Его официальное
название — "Рок-поэзия и категории альтернативной и массовой
культуры". Вторая часть названия — "категории альтернативной
и массовой культуры" — отражает стремление познакомиться
с новыми формами культуры, возникшими в 20 веке, осмыслить положение
рок-поэзии в широкой панораме современной культуры и те отношения
притяжения-отталкивания, которые существуют между альтернативой, суб-
и контркультурой, андерграундом, масскультом. Первая часть названия
— "рок-поэзия" — предполагает разговор об как
об англоязычной, так и о русской рок-поэзии и особом качестве ее как
точки пересечения нескольких культурных форм — массовой, альтернативной
и книжной, литературной культуры. |
Курс
длится два семестра. В первом полугодии занятия носят более культурологический
и историко-литературный характер. Мы говорим об истории жанра "поэзии
напевного строя", о возникновении рок-поэзии и ее источниках.
В центре нашего внимания в основном англоязычная рок-поэзия. Разумеется,
мы не можем, да и не должны стремится к тому, чтобы охватить все,
сколько-нибудь выдающиеся явления западного рока. Поэтому мы останавливаемся
на нескольких избранных фигурах — лишь некоторых из тех, в чьем
творчестве вербальный компонент оказывается важным, и чье влияние
было особенно ощутимо в СССР в 1960-1990-х гг. Это "Битлз",
"Роллинг Стоунз", Боб Дилан, Джим Моррисон, Марк Болан и
некоторые другие. Список варьируется каждый год в зависимости от интересов
и пожеланий аудитории. Мы обсуждаем складывание "мифологии"
и практики альтернативной культурной модели, некоторые идеи и "учения",
например, вождей психоделической эры Т. Маккенны, Т. Лири,
битников, киберпанка. |
|
|
Нам
интересен духовный поиск в рамках альтернативы, создание "культурных
икон", рок-пантеона, претворение альтернативного мифа в практику,
что ярче всего выразилось в движении хиппи, в фестивале в Вудстоке.
Второе полугодие
в основном посвящено отечественной рок-культуре. Мы стараемся понять,
в чем своеобразие этого явления, разительно отличного от того, что
происходило в 1960-1970-х в Америке и Британии. Среди источников русской
рок-поэзии — и западные образцы, и бардовская песня, и устнопоэтическая
фольклорная традиция - сельская и городская, и русская поэзия серебряного
века, и даже советская песня и советская поэзия. Раскрывается динамика
смены моделей — от субкультуры (70-е-первая половина 80-х) к
контркультуре (конец 80-х) и массовой культуре (90-е). Интересно бывает
наблюдать, как происходит сначала усвоение западной субкультурной
"мифологии" и практики, а затем их мутация на новой, советской
почве. Также
много времени уделяется реконструкции культурной ситуации, той культурной
среде, которая дала жизнь рок-поэзии. |
|
|
Мы говорим о нашем недавнем прошлом (эпоха развитого социализма, брежневская
эра, период застоя), о которой нынешнее поколение студентов знает
больше понаслышке. Мы находим время и для анализа поэтической формы,
и для разговора о некоторых крупнейших рок-поэтах. Конечно, поговорить
обо всех текстах и персоналиях, появившихся за 30 лет существования
нашего жанра, мы не можем — в поле внимания оказываются в первую
очередь крупнейшие фигуры рок-мейнстрима а также те поэты, чье творчество
особенно интересует аудиторию. |
Следуя
довольно условному, но технически удобному разделению, мы традиционно
в начале беседуем о "западническом" крыле в рок-поэзии (Майк,
Гребенщиков, Цой, Наутилус Помпилиус), а затем — о "почвенническом
роке" (Башлачев, Кинчев, Летов, Калинов Мост).
Семинары проходят в форме свободного обсуждения, на каждом занятии
выбираются "спикеры" — провоцирующие и направляющие
дискуссию о том или ином поэте. Мы стараемся приглашать гостей —
тех людей, которые создавали рок-культуру, стояли у ее истоков или
занимались интерпретацией и созданием "вторичной мифологии" —
писали в рок-самиздате, публиковали статьи и книги. Нашими постоянными
гостями из года в год были (и, надеюсь, останутся) Илья Кормильцев,
Марина Тимашева, Илья Смирнов, Олег Чилап.
Семинар имеет опыт сотрудничества с Тверским Государственным университетом,
где уже несколько лет под руководством преподавателя университета
Ю. Доманского работает рок-семинар и проводится ставшая традиционной
конференция "Русскоязычная рок-поэзия: текст и контекст".
По материалам конференции публикуются одноименные сборники статей.
Участники нашего семинара много раз принимали участие в этих конференциях.
В сборниках материалов конференций уже опубликован ряд их статей.
Семинар открыт для всех желающих. Мы рады новым слушателям, новым
идеям, новым участникам. |
|
|
|
|
|
|
|
|