Программы курсов
  Литература Возрождения и барокко
     
Библиотека
Кафедра
Лица
Учеба
Наука
Обратная cвязь
 
   
Литература к курсу






Итальянская литература


Немецкая литература

Французская литература

Испанская литература

Английская литература
Зарубежная литература эпохи Возрождения и барокко (для классического отделения)



Данная программа является вариацией-дополнением к основной программе по курсу истории Возрождения для студентов романо-германского отделения. В ней нет существенных концептуальных расхождений с основной программой, а лишь осуществляется некоторая переакцентировка материала курса в соответствии с ориентацией на студентов-классиков. Поскольку в процессе реального чтения данного курса преподаватель опирается на основную программу, данная программа представляет собой лишь краткую систематизацию прежде всего того материала, который предлагается изучать на классическом отделении более подробно или под особым углом зрения, с точки зрения связи с античной традицией.



Введение
.


Специфика ренессансной «индивидности» (Л. Баткин) и ренессансный антропоцентризм. Новое понимание смысла и ценности земного существования человека. Ренессансный гуманизм как свободомыслящее сознание и как культурное движение. Процесс формирования гуманистической интеллигенции. Гуманистическое мифотворчество, вживание культурного мифа в повседневную жизнь. Роль гуманитарных наук в эпоху Возрождения, высокий престиж словесности в формировании духовного облика ренессансной личности. Задачи гуманистического образования и воспитания. «Диалогическое» общение гуманистов как реализация нового способа мышления. Диалог как литературный жанр и его роль в Ренессансе. Античная традиция в ренессансном диалоге. Традиционное и новое в системе жанров литературы Возрождения

Диалогичность – характеристика Ренессанса как культурного целого. Основные этапы эволюции эпохи. Включение в Возрождение возможности и потребности выхода за свои собственные пределы, спора с собой. Причины и особенности движения Реформации, ее диалог-спор с гуманизмом и историческая роль в кризисе гуманистического миропонимания.

Возрождение на этапе «трагического гуманизма». Особенности «пограничного» литературного периода и основные явления периода перехода к Новому времени.

Стилевое многообразие Ренессанса и его углубление по мере развития эпохи от истоков к завершению. Формирование ренессансного классицизма и его художественные особенности. Стиль «ренессанс» и его проявление в литературе. Проблема маньеризма как стиля эпохи Возрождения. Ренессансный маньеризм и «маньеризм» эллинистический. Художественное своеобразие маньеризма Возрождения, его сходство и отличие от барокко как художественного стиля Нового времени. Взаимодействие и смешение стилей на исходе Ренессанса.



Литература Возрождения в Италии.


Италия как первая и классическая страна Ренессанса. Общественно-экономические и национальные культурные предпосылки Возрождения в Италии. Историческая, географическая и культурная близость с древнеримской античностью. Основные этапы литературы Возрождения в Италии.

Раннее Возрождение. Социокультурные особенности этого этапа.
Творчество Петрарки как литературный автопортрет первого европейского гуманиста. Петрарка и античная литература. Его заслуги в разыскании и комментировании рукописей античных писателей. Латинское творчество Петрарки (проза, поэзия). Итальянская лирика Петрарки: традиция и новаторство. Структура «Книги песен», соотношение в ней образа поэта и его возлюбленной. Концепция любви у Петрарки: любовь как напряженная гармония между счастьем и страданием. Петрарка и «петраркизм». Влияние «Книги песен» на развитие ренессансной любовной лирики и на нововременную поэзию Европы.
Творчество Боккаччо: сходство и отличие в рецепции античности у Боккаччо и Петрарки. Роль греческой античности в творчестве Боккаччо. Ренессансный мифологизм в произведениях Боккаччо («Амето», «Фьезоланские нимфы»). Особенности жанра прозаической «элегии» («Фьяметта»). «Декамерон» как вершина творчества Боккаччо. Споры о художественной природе сборника в литературоведении: средневековый и ренессансный компоненты новеллистической поэтики. Античные и средневековые сюжетные источники «Декамерона» и их новаторская трансформация писателем. Новелла как «новость». Роль «Декамерона» в развитии жанра новеллы и новеллистического сборника в европейской литературе Возрождения и Нового времени.

Зрелое Возрождение как стадия преимущественного развития «ученого» гуманизма. Античные философские школы и ренессансные гуманисты: стоицизм, эпикурейство и неоплатонизм Возрождения. Деятельность платоновской академии. Возрастающая роль древних языков и совершенствование гуманистической латыни. Возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.

Роль Флоренции как центра зрелого итальянского Возрождения. Гуманизм и придворная культура. Кружок Лоренцо Медичи. Поэтика и жанр двуязычного «Сказания об Орфее» А. Полициано. Возрастание роли средневековой комической традиции в ренессансной поэзии как предвестье маньеризма. Бурлескная поэма Пульчи «Морганте». Гуманизм в Ферраре, его специфика. Жанровое своеобразие ренессансной рыцарской поэмы, «куртуазное» и «рыцарское» в их ренессансно-маньеристическом обличии. «Влюбленный Роланд» Боярдо и «Неистовый Роланд» Ариосто: специфика вариации сюжета и жанра.

Позднее Возрождение в Италии. Социокультурные особенности развития Италии в XVI веке. Эволюция гуманизма на этом этапе. Зарождение принципа соревнования с античностью как тенденции, возобладавшей в последующую литературную эпоху. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Возникновение пасторальных жанров в позднем Ренессансе. «Аркадия» Саннадзаро и ее значение в становлении жанра пасторального романа в европейской литературе Нового времени. Античная пасторальная поэзия в прозаическом «переложении» Саннадзаро. Ренессансное и маньеристическое в романе. Поэма Тассо «Освобожденный Иерусалим» как христианско-рыцарский эпос. Тассо – переходная фигура и связующее звено между Возрождением и XVII веком. Поэтика барокко в поэме Тассо.



Литература Возрождения в Германии и Нидерландах.

Проблема Северного Возрождения и его специфика. Общественно-исторические и культурные предпосылки Возрождения в этих странах, общее и особенное в нидерландском и немецком Возрождении. Гуманизм и схоластика. Понятие «нового благочестия» и его роль в становлении нового мироощущения. Богословские вопросы в литературе Северного Возрождения. Гуманизм и Реформация. Специфика «христианского гуманизма». Учено-гуманистическая деятельность Эразма Роттердамского. Специфика отношений Эразма с католической церковью и реформационным движением. Гуманистическая сущность филологической деятельности Эразма как комментатора Нового Завета. Латынь Эразма, ее своеобразие и значение. «Похвала Глупости» как философская сатира. Литературная традиция поздней античности (шутливый панегирик) и наследие средневековой литературы «о дураках» в жанровом облике «Похвалы Глупости». Специфика комической амбивалентности и природа смеха в сатире Эразма. Принципы гуманистической педагогики и воспитательная программа «Разговоров запросто». Влияние личности и творчества Эразма Роттердамского на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.




Литература Возрождения во Франции.

Общественно-политическая и культурная обстановка во Франции на рубеже XV–XVI вв. Роль королевской власти, двора в распространении ренессансной культуры во Франции. Французское Возрождение как следствие активного усвоения итальянской гуманистической традиции и как естественный внутренний процесс. Становление во Франции новой системы образования, создание гуманистических кружков, издание и изучение книг античных авторов. Французская поэзия раннего Возрождения: куртуазная традиция, петраркизм и неоплатонизм как слагаемые ренессансно-маньеристической поэтики. Неолатинская поэзия во Франции. Французская ренессансная новеллистика, ее связь со средневековой традицией и новеллой итальянского Возрождения. «Гептамерон» Маргариты Наваррской: переклички с «Декамероном», изменение структуры и функции обрамления, тематика и тональность новелл, специфика морализации.
Творчество Рабле как вершина французского Возрождения. Творческая история создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»: народная книга о великанах как первоначальный толчок к художественному воплощению собственного гуманистического замысла и трансформация народной традиции. Многообразие жанровых истоков романа. Историко-функциональное исследование жанровой специфики книги Рабле в монографии Бахтина. Трактовка романа как ренессансной «меннипеи», соотношение меннипейности «Гаргантюа» с античной традицией. Споры о «карнавальности» в современной науке. Специфика карнавального начала в романе. Амбивалентность раблезианского смеха, забавное и сатирическое, ирония и сарказм, гротеск и пародия в комической стихии «Гаргантюа и Пантагрюэля». Гуманистическая проблематика и ее серьезно-игровое воплощение. Языковая игра в произведении. Место романа Рабле в культурной жизни эпохи. Раблезианский тип в литературе последующих веков.Поэзия французского зрелого и позднего Возрождения. Теоретическая программа Плеяды («Защита и прославление французского языка»), отношение к античной и национальный поэзии, принцип соревнования с древними. Концепция поэта и поэзии у Дю Белле, ее соотношение с античными теориями поэтического творчества. Поэзия Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному и поэтическому наследию. Специфика мифологизма в поэзии Ронсара. Попытки создания национальной эпопеи и высокой оды на основе античных образцов. Ренессансно-маньеристическая поэтика лирических сборников Ронсара. Особенности ронсаровского петраркизма. Творчество Дю Белле. Специфика воплощение римской темы в «Древностях Рима». Традиции античной лирики в «Сожалениях».
Особенности ренессансной драматургии. Библейские и античные сюжеты, античные жанры в театре французского Возрождения. Античные поэтики как образец драматургической теории гуманистов. Роль итальянской драматургии. Гуманистический театр и ренессансный классицизм.
Поздний Ренессанс во Франции: маньеризм и ранее барокко. Монтень и его роль в формировании жанра эссе. «Опыты» как духовная автобиография и как философская энциклопедия позднего гуманизма. Концепция человека у Монтеня, его этическая программа. Античные философские источники в контексте этико-философской рефлексии «Опытов». Специфика монтеневского скептицизма. Ренессансно-маньеристическая поэтика «Опытов». Монтень и развитие эссеистики в Новое время. Монтень и моралистическая традиция XVII–XX вв.
Поэзия «трагического гуманизма». Маньеристически-барочная любовная поэзия на исходе Ренессанса. Эпическая поэзия позднего Ренессанса (Дю Бартас, д’Обинье): античное и библейское в символико-аллегорической системе поэтических образов. Поэтика барокко в «Трагических поэмах» д’Обинье.

Литература Возрождения в Англии.


Своеобразие историко-культурных условий формирования Возрождения в Англии. Античное, итальянское и французское влияние на развитие английского гуманизма. Оксфордский кружок гуманистов. Гражданская деятельность Мора и его «Утопия». Античные истоки утопического жанра. Традиция философского диалога и романа путешествий в структуре «Утопии» Мор и Эразм.

Ренессансная поэзия в Англии: основные этапы эволюции. Особенности английского петраркизма (Уайет, Серрей). Трактат Сидни «Защита поэзии»: основные принципы ренессансной классицистической поэтики. Поэма Спенсера «Королева фей»: специфика аллегоризма. Английский «елизаветинский» роман: основные жанры и поэтика. «Эвфуэс» Лили: «греческая» тема и ее роль в романе. Стилистические особенности эвфуизма. Традиция пасторального романа в английском Ренессансе. Жанровые компоненты романной пасторали в «Аркадиях» Сидни. Античная топография и гелиодоровское «романическое»: их эволюция от «Старой Аркадии» к «Новой». Английская драматургия позднего Возрождения. Особенности драматургической манеры Марло. Марло как предшественник Шекспира. Специфика трактовки легенды о Фаусте в «Трагической истории доктора Фауста».

Творчество Шекспира как вершина и итог английской драматургии Возрождения. «Шекспировский» вопрос: его отличие от «гомеровского» вопроса и современные варианты решения. Основные периоды творчества Шекспира. Художественное своеобразие сонетов Шекспира, философско-поэтический образ бытия в них. Петраркизм и полемика с ним в поэзии Шекспира. Исторические хроники и проблема историзма Возрождения. Особенности комедии в творчестве Шекспира: специфика комедийного конфликта, особенности смеха, система персонажей и роль шутов. Ренессансно-маньеристическая поэтика шекспировских комедий «Ромео и Джульетта» как переходное произведение: особенности развития трагического конфликта и его разрешение. Художественный мир шекспировских трагедий («Гамлет», «Оттело», «Король Лир», «Макбет»). Гамлет как «самый древний представитель современной души» (Ж. Леметр): «гамлетизм» и его эволюция. Время и пространство как трагические категории. Трагический конфликт как столкновение личности и мирового зла. Ренессанс и барокко в художественном пространстве шекспировских трагедий. Поздний период творчества Шекспира, жанровое своеобразие его трагикомедий («Зимняя сказка», «Буря»). Развитие поэтики барокко в трагикомедиях. Судьба и роль шекспировского наследия в истории мировой культуры.



Литература Возрождения в Испании.

Специфика социально-политической обстановки в Испании в конце XV–XVI вв. Особенности испанского гуманизма, роль эразмианства и «христианского гуманизма» в формировании и развитии гуманистического движения в Испании. Поэзия и проза раннего Возрождения. Жанровые разновидности испанского роман: рыцарский («Амадис Галльский»), пасторальный («Диана» Монтеймайора), плутовской («Ласарильо с Тормеса»), их соотношение с античными жанровыми «прообразами».
Эволюция ренессансных жанровых форм романа в переходный период от Ренессанса к барокко (пасторальный и рыцарский романы в творчестве Сервантеса, барочный плутовский роман «Гусман де Альфараче» М. Алемана). Испанский театр Возрождения от Энсины до Х. де Ла Куэвы. Маньеристическая и классицистическая драматургия. Раннее ренесансно-маньеристическое творчество Лопе де Веги.

Творчество Сервантеса. Учено-гуманистическая драматургия и ренессансный классицизм Сервантеса-драматурга. Национально-героическая трагедия «Нумансия». Особенности сервантесовской новеллистики, проблематика и поэтика. «Дон Кихот» как вершина и итог развития ренессансной прозы. Соотношение пародийного замысла и воплощения. «Романическое», «книжное» и «жизненное» в «Дон Кихоте». Проблема жанра сервантесовского романа: «Дон Кихот» как критический, театрализованный обзор предшествующей литературы в ее основных жанровых разновидностях; «Дон Кихот» как обновленный рыцарский роман и специфика категории рыцарства у Сервантес; «Дон Кихот» как жанровый синтез. Тема «безумия» и «мудрости» в романе: генезис и эволюция от античных истоков к национальной ренессансной традиции. Поэтика и стилистика первого и второго тома романа: движение от Ренессанса к барокко. Развитие темы театральной игры и иллюзии. Судьба романа Сервантеса в мировой литературе. «Донкихотовская ситуация» как литературная традиция и «донкихотство» как культурное явление.




Литература к курсу

© Кафедра истории зарубежной литературы. 2004