Зарубежная
литература эпохи Возрождения (для романо-германского отделения)
Введение.
Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в
европейском историческом процессе.
Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов
и усиление влияния средневекового бюргерства; борьба центробежных
и центростремительных сил в социально-политической жизни; изменения
в социальном положении рыцарства, его перерождение в дворянство;
борьба между светской и церковной властью; процесс формирования
европейских наций, национальных государств, языков и литератур.
Многосоставность и противоречивость культуры эпохи Возрождения.
Ее связь с ранним и зрелым Средневековьем. Роль фольклорной и низовой
городской культуры как передатчицы средневековой традиции. Судьбы
феодально-рыцарской культуры в период Возрождения; трансформация
куртуазных идеалов, их взаимодействие с религиозными и ренессансно-гуманистическими
ценностями и место в духовной жизни эпохи. Влияние католической
церкви, христианской идеологии и схоластической философии на культуру
Возрождения. Кризис официального католицизма и схоластического рационализма;
его последствия.
Возникновение церковных институтов и их роль в распространении христианства.
Значение монастырей для средневековой культуры. Особенности установления
христианства на территориях с преобладающей «варварской» картиной
мира (Исландия, Ирландия, Англия).
Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы.
Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных
запросов, рост образования и светской городской культуры как условие
и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности.
Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая
культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености
как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами
античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики
и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема
культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности
человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма;
идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики.
Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта.
Гуманисты и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма
в духовной жизни эпохи; его историческая судьба.
Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения.
Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов
с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации
на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным
гуманизмом и ее историческая роль.
Развитие мистических учений как реакция на кризис схоластики. Влияние
мистицизма на культуру и литературу.
Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения;
понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному
миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии
к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных
гуманистов.
Итальянская
литература.
Условия
и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация
итальянской литературы эпохи Возрождения.
Литература
раннего Возрождения (Треченто).
Социально-историческая
обстановка в Италии в конце XIII – первой половине XIV в. Первые
проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.
Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Петрарка – первый европейский гуманист.
Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской
поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры;
гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки
и ее литературное выражение («Письмо к потомкам» и др.). Борьба
«между Христом и Цицероном» («О презрении мира»). Гуманистический
тезис о «подражании древним» и латинская поэзия Петрарки («Африка»
и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские
истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в «Книге песен». Образ
Лауры и художественные средства его создания. Образ «лирического
героя» и характер лирической интроспекции в сонетах. Герой «между
Мадонной и Лаурой» как основной мотив « Книги песен»; прием антитезы.
«Петраркистский стиль» и его влияние на развитие европейской ренессансной
поэзии.
Жизнь и творчество
Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической
образности и риторических приемов как принцип литературного мышления
Боккаччо.
Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в
произведениях «неаполитанского периода» («Амето», «Фьезоланские
нимфы») и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях
Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм
и риторический психологизм в «Элегии мадонны Фьяметты». Зрелое творчество
Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение «Декамерона» для развития итальянской
художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными
культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники.
Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных
жанров как художественный принцип «Декамерона». Классификация новелл;
расположение новелл в сборнике и их «диалогическое» взаимодействие.
Идейный смысл «Декамерона». Ренессансная утопия и общество рассказчиков;
функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо
на развитие итальянской и европейской новеллистики.
Литература зрелого
Возрождения (Кватроченто)
Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV
в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого
культурного наследия. Бруни и античный стоицизм; Валла и эпикуреизм;
понятие о ренессансном неоплатонизме; Платоновская академия; Фичино
и Пико делла Мирандола; влияние неоплатонизма на литературу эпохи
Возрождения. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных
литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии. Взаимодействие
антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция
как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической
поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи.
Праздничная театральность придворной флорентийской культуры. Лоренцо
Медичи как поэт. Ренессансно-гуманистические идеалы в «Сказании об
Орфее» Полициано. Проникновение средневекового комизма в «ученую»
письменную литературу. Комические обработки рыцарских сюжетов. Бурлеск
в поэме Пульчи «Морганте». Феррара
как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение
ренессансной рыцарской поэмы. «Влюбленный Роланд» Боярдо. Происхождение
сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных
ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов;
композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип.
Развитие традиций Боярдо в «Неистовом Роланде» Ариосто; сюжет и композиция
поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный
принцип Ариосто; роль фантастики; «образ автора» и авторская позиция
в поэме.
Литература позднего Возрождения (Чинквеченто)
Социальное
развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы
влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество
неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик
национального литературного языка; Бембо и зарождение петраркизма.
Проблема предклассицизма. Аристократическое направление в ренессансной
литературе. Причина расцвета и основные особенности пасторали в
XVI в. «Аркадия» Саннадзаро. Пастораль как общеевропейский ренессансный
жанр. Синтез гуманистических ценностей и аристократической галантности
в «Придворном» Кастильоне. Возникновение маньеризма и его основные
черты. Творчество Тассо. «Освобожденный Иерусалим» и развитие жанра
ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с «Неистовым
Роландом» Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и
христианско-католических идеалов в поэме; «Освобожденный Иерусалим»
как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция
поэмы; роль «романических» элементов. Тассо и маньеризм.
Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра. Разрыв
гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и обращение
к античным образцам. Первые постановки пьес римских комедиографов
и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской комедиографии
на итальянскую почву и возникновение «ученой комедии»; новеллистическое
начало в «ученой комедии». Драматургическое творчество Ариосто,
Макиавелли, Аретино, Бруно и др. «Мандрагора» Макиавелли как пример
«ученой комедии». Возникновение комедийного канона. Влияние итальянской
комедии на европейскую драматургию XVI–XVII вв.
Возрождение античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация)
и возникновение ренессансной трагедии на античные мифологические
и исторические сюжеты (Триссино и др.) Создание и развитие предклассицистской
теории драмы. Возникновение и развитие «кровавой мелодрамы»; создание
жанра трагикомедии.
Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте;
влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и «маски»;
сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние
комедии дель арте.
Немецкая
литература.
Социально-историческая
обстановка в Германии во второй половине XV–XVI в. Итальянский Ренессанс
как импульс для возникновения первых гуманистических кружков; их
влияние на культуру университетских городов. Критический рационализм
немецких гуманистов и борьба со схоластической авторитарностью.
Специфика северного гуманизма: использование филологической образованности
для решения богословских вопросов.
Периодизация
немецкой литературы эпохи Возрождения.
Риторическая
культура и неолатинская литература немецких гуманистов конца XV
в. (Цельтис и др.). Роль мистиков (Мейстер Экхарт) в распространении
христианского неоплатонизма; антисхоластический идеал «нового благочестия»
и его влияние на духовную атмосферу в Германии.
Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных
людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги»
У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет.
Реформация в
Германии. Истоки реформационного движения. Жизнь и деятельность
Лютера. Основные положения его учения. Реформация и папский католицизм.
Реформация и гуманизм. Социально-политическая и культурная роль
Реформации; ее историческое значение. Роль Лютера в создании немецкого
литературного языка.
Великая крестьянская война и «народная реформация» Мюнцера. Религиозно-этическая
и социально-политическая программа Мюнцера. Агитационно-политическая
литература эпохи Великой крестьянской войны. Народная массовая литература
в первой половине XVI в. Ее источники (средневековые предания, христианские
легенды, городской фольклор, рыцарский роман) и причины расцвета.
«Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение мифопоэтических
и натурфилософских представлений позднего Средневековья в «народных
книгах» о Докторе Фаусте.
Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической
дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах».
Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. Стихотворные сатиры
Мурнера. Гробианская литература. Гуманизм и протестантизм в антикатолических
сатирах Фишарта. Сакс как крупнейший представитель бюргерской литературы.
Литературные источники, тематика и жанровый состав его поэзии; типы
сюжетов и персонажей; позиция Сакса в религиозной борьбе и бюргерская
мораль его творчества.
Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм
как создатель «христианского гуманизма». Его позиция по отношению
к католической церкви, схоластической теологии и к Реформации. Антидогматизм,
рационализм и просветительство как сущность эразмианства. Значение
филологической деятельности Эразма (критическое издание Нового завета
и др.) для выработки «гуманистического богословия». Латынь как язык
Эразма-писателя. Его философско-публицис-тические сочинения и эпистолярное
наследие. Гуманистическая педагогика. Художественные произведения
Эразма. «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории.
Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая сатира и воспитательная
программа в «Разговорах запросто». Эразм и европейская гуманистическая
«республика ученых». Влияние Эразма на философскую и литературную
мысль XVI–XVII вв.
Французская литература.
Периодизация
историко-литературного процесса во Франции в эпоху Возрождения.
Влияние
итальянского Ренессанса на французскую культуру; французские гуманисты
первой половины XVI в. Отношение королевской власти к гуманизму.
Деятельность Бюде и Лефевра д’Этапль. Развитие светского образования.
Гуманизм и католическая церковь. Возникновение и упрочение реформационного
движения во Франции. Учение Кальвина. Отношение Реформации к гуманизму,
влияние на литературу.
Развитие поэзии в первой половине XVI в. Средневековая традиция
в творчестве Маро; жанровый состав его лирики: влияние на Маро гуманистической
духовной атмосферы и протестантской идеологии. Христианский гуманистический
неоплатонизм в поэзии Маргариты Наваррской. Соединение куртуазной
традиции, петраркизма и неоплатонизма в творчестве представителей
лионской школы. Неолатинская поэзия во Франции.
Развитие жанра новеллы; ее связь со средневековой повествовательной
традицией и с итальянской ренессансной новеллистикой. Возникновение
новеллистических сборников. Повествовательная техника и специфика
комизма в «Новых забавах и веселых разговорах» Деперье. Историко-литературное
значение «Гептамерона» Маргариты Наваррской; сходства и различия
с «Декамероном»: особенности новелл, их расположение в сборнике;
функция рассказчиков и их диалогов. Моралистическая направленность
«Гептамерона».
Жизнь и творчество
Рабле.
Жанровые источники и литературный генезис романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Сюжет и композиция романа. Тематика Первой и Второй книг, образы королей;
схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической
утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный
персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований
и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных
институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм
в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с
народной комикой. Пародирование культурных ценностей современности
как конструктивный принцип Рабле; ирония, сарказм, гротеск, гипербола,
смещение пропорций; языковая игра в романе. Антидогматизм и жизнеутверждение
как этическая установка Рабле. Место романа в литературной жизни эпохи.
Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI
в. Плеяда. Теоретическая программа в «Защите и прославлении французского
языка» Дю Белле (соревнование с древними, развитие литературы на
национальном языке, жанровая реформа, назначение поэзии и призвание
поэта).
Творчество Ронсара. Обращение Ронсара к греко-римскому культурному
и поэтическому наследию. Разработка высокого лирического канона:
тематика и мифологическая топика в «Одах» и «Гимнах». Петраркистско-неоплатоническая
лирика Ронсара («Любовь к Кассандре»). Попытка создания национальной
эпопеи («Франсиада»). Разработка буколико-идиллического («Любовь
к Марии») и гривуазного («Книжка шалостей») канонов. Классицизм
и маньеризм в петраркистских «Сонетах к Елене». Творчество Дю Белле.
Традиции петраркистского сонета и сборник «Олива». Тематика «Древностей
Рима». Античная ситуативная схема («Скорбные элегии» Овидия) и индивидуальность
лирического переживания в сборнике «Сожаления». Историческое значение
Плеяды.
Ренессансная «ученая» драматургия. Отношение гуманистов к средневековому
театру и их ориентация на античные и итальянские образцы. Гуманистические
поэтики. Ренессансная комедия. Гарнье как трагедиограф. Роль французской
ренессансной драматургии в подготовке классицизма.
Поздний Ренессанс и «Опыты» Монтеня. Познание человека как цель
Монтеня; изменчивость и многозначность человеческой природы; множественность
философско-этических суждений о ней; критический анализ античных
и современных мнений о человеке. Композиция «Опытов»; роль интроспекции
и психологизма. Монтень о человеческом разуме; характер скептицизма
Монтеня; его этическая программа. Влияние Монтеня на моралистическую
литературу XVII–XVIII вв.
Гугенотская поэзия; ее религиозная направленность. Синтез античной
и библейской топики в творчестве авторов-гугенотов; символизм и
аллегоризм их мышления. Отражение натурфилософских представлений
о мироздании и космизм «Недели» Дю Бартаса; учительный пафос поэмы.
Проблематика «Трагических поэм» д’Обинье; толкование социально-религиозных
конфликтов эпохи; приемы антитезы и контраста; профетизм и патетизм
поэмы. Маньеристские и барочные черты в творчестве поэтов-гугенотов.
Испанская литература.
Особенности
социально-политического развития Испании в конце XV–XVI вв. Специфика
духовной жизни в Испании. Роль народного средневекового миросозерцания;
придворно-аристократическая культура; влияние религиозно-мистических
настроений.
Зарождение гуманистического движения, его национальные особенности
и место в духовной жизни страны. Связь испанского гуманизма с католической
традицией; влияние «христианского гуманизма» и эразмианства; гуманистический
синтез «ученого» и народного начал.
Периодизация
литературного процесса в Испании.
Развитие
устной лиро-эпической поэзии; романсы, их тематика и формальные
особенности, влияние на письменную литературу.
Гуманизм и мистицизм в испанской лирике XVI в.
Роман и его жанровые разновидности. Генезис рыцарского романа, связь
с классическим куртуазным романом Средневековья и с итальянскими
рыцарскими поэмами, система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое
начало в испанском рыцарском романе; «Амадис Галльский». Среда бытования
и причины популярности жанра. Пасторальный роман как продукт синтеза
дворянско-аристократической и гуманистической культур; влияние итальянской
пасторали; принцип идеализации и поэтика жанра; «Диана» Х. Монтемайора.
Литературные истоки и причины возникновения плутовского романа;
основные особенности: образ пикаро, автобиографизм и авантюрность,
экстенсивность сюжета; сатирическая нравоописательность, проблема
авторской позиции; «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как первый образец
жанра; его дальнейшая эволюция; «Гусман де Альфараче» Алемана.
Жизнь и творчество
Сервантеса. Пасторальный роман «Галатея». Учено-гуманистическая
драматургия Сервантеса; народно-героическая тема в «Нумансии». «Назидательные
новеллы»; авантюрные новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные
новеллы с плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы
в «философских» новеллах. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» как
опыт реформирования рыцарского романа.
Жанровый синтез в «Дон Кихоте». Пародийный замысел романа и его
реализация. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Столкновение рыцарских
книжно-поэтических идеалов с действительностью как источник романических
коллизий; характер изображения социально-культурной жизни Испании.
Дон Кихот как «мудрец», Дон Кихот как «безумец»; фольклорно-мифологическое
происхождение и функция образа Санчо Пансы. Серьезная и буффонно-плутовская
стихии в романе; роль вставных эпизодов; стилистика романа и традиции
гуманистической риторики. Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре
Нового времени.
Развитие испанской драмы; народно-фарсовая и учено-гуманистическая
традиция в испанской ренессансной драме первой половины XVI в.;
творчество дель Энсино, Торреса Наарро, де Руэды. Народное влияние
и классицистические тенденции в испанском театре второй половины
XVI в. Национально-исторические драмы и бытовые комедии де ла Куэвы.
Жизнь и творчество Лопе де Вега. Проблемы национальной драмы в трактате
«Новое искусство сочинять комедии в наше время»; отношение Лопе
к аристотелевской поэтике и ориентация на массового зрителя. Жанровая
классификация пьес Лопе де Вега. Проблема народа и государя в исторических
драмах; характер сюжетной коллизии; «Звезда Севильи». Народно-героические
драмы. «Фуенте Овехуна». Конфликт любовного чувства и сословной
морали в комедиях «плаща и шпаги», функция интриги; характерные
амплуа персонажей; образы слуг. Комедийный канон в драматургии Лопе
де Вега; «Собака на сене». Религиозные пьесы. Историческая роль
драматургии Лопе де Вега.
Английская
литература.
Социально-историческое
развитие Англии в XVI в. Католицизм и Реформация. Возникновение
гуманистического движения и его специфика.
Периодизация
литературного процесса в Англии.
Оксфордский
кружок гуманистов. Жизнь и деятельность Мора; позиция Мора в религиозной
борьбе эпохи; Мор и Эразм. Идейные и жанровые источники «Утопии»;
ее сюжетно-композиционное строение; критика Мором европейских социальных
порядков; изображение идеального состояния общества. Мор у истоков
европейского утопического социализма.
Влияние Италии и Франции на развитие английской гуманистической
поэзии первой половины XVI в.; английский петраркизм и жанровая
реформа в лирике; историко-литературная роль Уайета и Серрея. Поэзия
во второй половине XVI в.; сонеты Сиднея; гуманистические принципы
поэтики в его трактате «Защита поэзии». Творчество Спенсера; синтез
куртуазных ценностей и гуманистических идей в «Королеве фей»; моральный
аллегоризм и учительная направленность поэмы.
Развитие английской прозы во второй половине XVI в. «Эвфуэс» Лили
как проявление галантно-ученой тенденции в гуманистической культуре;
европейская риторическая стилистика и возникновение эвфуизма; его
влияние на английскую литературу. Влияние итальянской и испанской
пасторали на английскую прозу; «Аркадия» Сиднея; галантная и пасторальная
традиция в романах Лоджа и Грина. Плутовской роман; соотношение
плутовского и нравоописательного начал в «Злополучном путешественнике»
Нэша. Поэтизация ремесленного труда в бытовом романе Делони «Джек
из Ньюбери».
Развитие
драмы во второй половине XVI – начале XVII в. Роль средневековой
театральной традиции и ее воздействие на гуманистическую драму;
влияние античной и западноевропейской предклассицистской традиции.
Школьный, придворный и общедоступный театр; его роль в общественной
и религиозной борьбе. Средневековые моралите и интерлюдии в творчестве
Бейля и Хейвуда. Античная мифологическая топика в пасторальных драмах
Лили. «Испанская трагедия» Кида как образец «кровавой мелодрамы».
Элементы народного и гуманистического театров в драматургии Грина.
Жизнь и творчество Марло. Обработка народной легенды в «Трагической
истории Доктора Фауста», коллизия в «Мальтийском еврее». Космизм
художественного мира Марло и титанизм его героев; гиперболизм как
конструктивный принцип Марло-драматурга. Марло как предшественник
Шекспира.
Театральная борьба на рубеже XVI–XVII вв. Усиление классицистских
тенденций в драме; развитие гуманистической сатирической комедии
и «Вольпоне» Джонсона; влияние Джонсона на английскую драматургию
XVII–XVIII вв. «Чувствительная» драма Хейвуда и Деккера. Бытовая
сатира в творчестве Флетчера и Бомонта.
Творчество
Шекспира. Народная мифопоэтическая и натурфилософская основа его
творчества; образ мироздания; «Великая цепь бытия»; космизм конфликтов.
Влияние на Шекспира средневековой театральной и драматургической
практики; ее синтез с практикой ренессансного театра; усвоение Шекспиром
гуманистического круга идей и их место в его творчестве. Жанровое
своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес; многосоставность
и динамика шекспировских характеров. Шекспировский полифонизм; синтез
трагического и комического, высокого и низкого; мировоззренческий
смысл буффонно-шутовского начала; богатство образных средств и проблема
ренессансного, маньеристского и барочного стилей в творчестве Шекспира.
Периодизация творчества Шекспира.
Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах»; время и
вечность; петраркизм и неоплатонизм; образы Друга и Смуглой леди;
образ лирического героя.
Драматургия первого периода. «Кровавая трагедия». «Ричард III» и
проблема зла в творчестве Шекспира. Исторические хроники; проблема
воспитания идеального государя в «Генрихе IV»; Фальстаф и «фальстафовский
фон». Игра судьбы и случая как основа коллизий в любовных комедиях
Шекспира; карнавально-праздничная стихия и фарсовые ситуации в комедиях;
образы шутов. «Двенадцатая ночь». Проблематика «Венецианского купца».
Разрешение трагического конфликта в «Ромео и Джульетте». Победа
гармонии над хаосом в ранних пьесах Шекспира.
Драматургия второго периода. Тематика и проблематика трагедий «Гамлет»,
«Отелло», «Король Лир», «Макбет». Столкновение идеала и наличной
действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа
как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский
характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя;
катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных
эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка.
Драматургия третьего периода. Столкновение сил добра и зла в трагикомедиях
и его разрешение; легендарная атмосфера в трагикомедиях и ее функция;
«маски» персонажей; близость поздних пьес Шекспира к моралите.
Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре
Нового времени.
Литература к курсу
|