|
Литература к курсу
Основные направления
Французская литература
Бельгийская литература Литература
Скандинавии Немецкая
литература Английская
литература Польcкая
литература Литература
США Испанская литература
Итальянская литература
|
Зарубежная
литература рубежа XIX-XX вв. (для романо-германского и классического
отделений) Настоящая
программа адресована тем университетским студентам и магистрантам,
чья филологическая специализация предполагает изучение курса по
истории зарубежной литературы в сравнительно полном объеме. Эпоха
рубежа ХIX–XX веков – один из самых сложных разделов этого курса
и, помимо знания обширного литературного материала (к примеру, поэзии),
требует знакомства с философскими, эстетическими, богословскими
сочинениями, историей искусств и музыки. По ряду объективных обстоятельств
корпус научной литературы об эпохе рубежа веков, который бы выдержал
проверку временем, невелик. Фактически отсутствует методология ее
изучения, позволившая бы согласовать между собой историко-литературный
и культурологический подходы к тексту, а также приблизить теорию
к конкретному материалу.
Эта программа является развернутым проспектом изучения эпохи рубежа
ХIX–XX веков, взятой и самой по себе, и в контексте западной культуры
как целостности. Содержание центральных понятий курса раскрывается
в программе на нескольких последовательных уровнях, что повышает,
на наш взгляд, личный профессиональный интерес студента к тексту
и показывает, сколь неожиданным может быть скрещение в этой культурологической
матрице личного и эпохального начал. Вначале это делается в общей
преамбуле, где установлены культурологические параметры эпохи. Затем
в той же преамбуле раскрывается типологическое, вне национальных
различий, представление об основных стилях рубежа веков. В каждом
из последующих разделов уточнены именно национальные и индивидуальные
творческие характеристики этого типологического материала. Таким
образом, у студентов имеется возможность изучить полный срез духовной
ситуации эпохи и увидеть ее в единстве сознательных и бессознательных
творческих усилий.
Содержание программы позволяет варьировать изучение курса на различных
отделениях. Так, для занятий на романо-германском отделении главной
нам видится проблема многочисленных художественных стилей эпохи
и их соотношения с тем, что можно было бы считать парадигмой искусства
ХIX–XX вв. в его движении от прошлого столетия к настоящему. Также
весьма важен вопрос о функции одного и того же стиля в различных
историко-литературных ситуациях, что предполагает хорошее знание
студентом нескольких национальных литератур и языков. Вместе с тем,
мы не стремились к максимально возможному расширению списка текстов
(национальные литературы параллельно проходятся в спецсеминарах
и спецкурсах), но считали необходимым выделить в нем главное – как
самые важные имена (представленные обязательно несколькими сочинениями),
так и произведения, образующие эпохальный смысловой ряд. Поэтому
список обязательных текстов для студентов разных отделений практически
не отличается.
Курс по зарубежной литературе рубежа веков представляет первостепенный
интерес для студентов русского отделения, что в полной мере учтено
в программе. Это связано с тем, что восприятие западной словесности
рубежа веков (в особенности, поэзии, драмы) стало, во-первых, важнейшим
элементом литературного сознания Серебряного века и, во-вторых,
– формой суждения русских писателей и мыслителей о закономерностях
развития культуры. В этом отраженном и «обогащенном» виде русская
идея очень быстро вернулась на Запад и уже в первую четверть ХХ
века оказалась неотъемлемой частью западного интеллектуализма. Специально
для этой программы нами составлен соответствующий список из русских
авторов. Он важен не только как перечень первых публикаций из того
или иного западного автора или подборка документов о литературных
контактах, но и как самое ценное, по нашему глубокому убеждению,
учебное пособие, которое по своей емкости и художественно-эстетическим
достоинствам едва ли будет когда-либо превзойдено.
Если от студентов русского отделения требуется углубленное знакомство
с той частью отечественной мысли, которая вступила в диалог с западной
культурой рубежа веков, то романо-германцам необходимо изучить не
только литературные тексты, но и неотъемлемые для их адекватного
понимания памятники европейской эстетики творчества, что заложено
в программу практических занятий по курсу.
Общая
характеристика эпохи, основные литературные направления
Различные подходы
к изучению литературной эпохи. Сильные и слабые стороны линейно-эволюционистского
представления о литературном процессе в ХIХ веке. Важность и научная
перспективность культурологического исследования литературного материала
в ХIХ–ХХ веках. Явление переходности и вопрос о незавершенности
культурологической ситуации конца ХIХ века, ее многознаковости.
Романтизм и обсуждение проблемы свободы, обретаемой исключительно
творчески и в творчестве. Романтизм: эволюция от национального стиля
и эстетики к литературной эпохе и культурологическому явлению. Контрромантизмы
в романтизме.
Рубеж веков как звено романтической культуры и время достаточно
полной актуализации культурологического сдвига, намеченного немецким
романтизмом начала ХIХ в. Неоднократное возвращение к творческой
проблематике, заявившей о себе на рубеже XIX–XX вв., в культуре
ХХ века. Декаданс 1870–1890-х годов как тип трагического художнического
мироотношения и творческой мифологии. Декаданс с синхронической
и диахронической точки зрения. Непрямой характер соотношения между
культурой (каноном), стилем (литературным сознанием) и индивидуальностью
(текстом). Свобода творчества в декадансе и секуляризация; общеромантическая
заявка на выполнение культурой внекультурной (религиозной) функции.
Своеобразие историзма декаданса, тема «заката Европы». Пессимизм
декаданса и переживание глобального кризиса системы европейских
ценностей (позитивизм ХIХ века, поствозрожденческие рационализм
и гуманизм, протестантский морализм), конфликта между культурой
и цивилизацией. Восприятие научно-технического прогресса, новой
городской реальности. Идея о разрыве между «видимостью» и «сущностью»
мира, символичность художественного мышления. Наследие Канта, Шопенгауэра
и др. мыслителей в художественной эстетике рубежа веков. Особенности
творческого идеализма; эстетизм и элитарность; отношение к «восстанию
масс» и формированию массовой культуры. Мотив «расставаний и ожиданий».
Образ Гамлета как центральный творческий миф эпохи. Роль декаданса
в процессе смены классической эстетики творчества на неклассическую.
Различные интерпретации декаданса современниками (Ницше, Нордау,
Шпенглер, Ортега и Гассет). Конфликт между культурой и цивилизацией
на Западе в оценке русских писателей и мыслителей (Мережковский,
Блок, Иванов, Белый, Флоренский, Бердяев, Вейдле и др.). Декаданс
как рубеж в перестроении романтизма (как категории культуры ХIХ–ХХ
веков). Oтличие романтизма конца ХIХ века от более ранних версий
романтизма; отношение к природе, «естественному» и «неестественному»,
моральному и аморальному. Свобода творчества в декадансе («искусство
для искусства», «искусство жизни», «чистая поэзия», имперсональность
письма), проблема гения. Особенности трагического конфликта между
художником и «жизнью». Восприятие христианства как религии творчества.
Онтологический статус творческого акта и художественного языка.
Своеобразие интерпретации социальной проблематики.
Модернизм начала ХХ века как попытка преодоления декаданса на путях,
им проложенных. Немецкий экспрессионизм и итальянский футуризм –
ранние разновидности модернистского (неоромантического) искусства.
Политический контекст раннего модернизма.
Судьба
художественных стилей и поэтик эпохи декаданса в культуре ХХ века.
Проблема постсимволизма 1910 – начала 1930-х годов. Утрата литературой
общекультурного статуса к рубежу 1920-х – 1930-х годов.
Место натурализма,
импрессионизма, символизма, декадентства, неоклассицизма (как стилей)
в декадансе и соотношение между ними. Натурализм: идеология, стиль,
поэтика. Структурное положение литературного натурализма в романтизме
(как культурологической категории). Натурализм и пересмотр риторической
традиции и классического типа литературной условности. Создание образа
мира, выступающего продолжением личного темперамента. Биологичность,
физиологичность натуралистического метода. Связь позитивистских идей
и натурализма; феноменальность натуралистического мироотношения. Значение
социологии, политэкономии, эволюционной теории, медицины, научно-технических
открытий, изобретения фотографии, немецкого протестантского богословия
и т. д. для натуралистического мышления. Натуралистическое представление
об объективизме, художественной реальности, «реализме». Особенность
натуралистических самодефиниций, необходимость их исторического восприятия.
Антиромантическое и романтическое начало в натурализме.Биологическая
цикличность развития общества в натурализме и роль серии романов.
Преобладание среды над характером в натуралистической картине мира;
антропоморфизм натуралистического представления о среде. Конфликт
между единичным «организмом» и средой (социумом, родовым или профессиональным
началом, различными проявлениями бессознательного) – ведущий мотив
натуралистической прозы. Утопизм и трагедия в натурализме, сила и
бессилие личности. Социальный протест в натурализме, внимание к насилию
над человеческой природой и к теме социально-биологического возмездия.
Эволюция натурализма от изображения «запретных тем» к социально-биологической
картине бытия. Примирение Дарвина и Шопенгауэра в поздненатуралистическом
мышлении; натуралистические аллегория и символика. Традиция постнатурализма
и Фрейд.
Акцент на воплощении феноменальной (видимой) стороны мира в натуралистической
поэтике; показ внутреннего состояния человека через внешние приметы;
вопрос о литературном документе, так называемом объективизме; «натурализм
нервов» и экспрессивность текста (подтекст). Живописное начало в натуралистическом
стиле; связь натурализма в литературе и художнического импрессионизма;
функция репортажа, очерка, этюда; особенности натуралистического лиризма.
Характер воздействия натуралистической прозы на читателя; натуралистический
морализм, отношение к христианству, трактовка добра и зла, социальной
несправедливости.
Особый смысл натурализма в театре («драма состояния», драма для чтения,
концепция «вживания в роль»). Социальный адресат натуралистической
драмы и ее аналитизм; «драма идей»; аллегоричность. Конфликт между
поколениями, образ «новой женщины», проблема брака. Областническая
тематика. Назначение декораций, роль режиссера. Основные театральные
коллективы и их репертуар (театры Антуана, Вольфа и др.).
Социологичность натуралистической критики и ее компаративизм. Натурализм
в идеологической полемике рубежа ХIХ–ХХ веков. Различная функция натурализма
в национальных литературах; отличие французского натурализма от английского
и американского. Значение натурализма для культуры ХХ века.Проблема
импрессионизма. Вопрос о непрямом соотношении живописи и литературы.
Различные подходы к пониманию литературного импрессионизма (импрессионизм
1870–1880-х годов как самостоятельный метод; импрессионизм – промежуточное
явление между натурализмом и символизмом; импрессионизм – неотьемлемая
черта символистского стиля; импрессионизм – основная поэтика всей
прозы ХIХ века). Отказ от нормативности, подражания, «анекдотизма»
в импрессионизме; роль «точки зрения», мимолетного, иллюзионизма.
Соотношение «поэзии» и «прозы» в импрессионистической поэтике; «дневники
чувств»; импрессионистический эротизм. Новелла и лирическое стихотворение
– главные формы импрессионистического «пейзажа души». Называние предметов
в импрессионистической поэтике, место «каталогов», «путеводителей»
и создание импрессионистического интерьера.Становление особого рода
чувствительности – одна из главных тем импрессионистической прозы.
Трактовка темы любви. Значение повествовательной рамки в импрессионистической
новелле. Символизм:
мировидение, эстетика, поэтика. Литературный символизм – один из
главных симптомов культурологического сдвига, центральное творческое
явление эпохи декаданса. Место символизма в романтизме. Трагическое
переживание разрыва между бытием и сознанием, феноменом и ноуменом,
идеей и ее воплощением, между «казаться» и «быть». Символ как сфера
познания, а также самопознания в творчестве. Содержание символа
в культуре конца ХIХ века, его отличие от аллегории, символики,
мифа, от представления о символе эпох Просвещения (тождество символа
и аллегории), немецкого романтизма начала ХIХ века.
Представление о символе в контексте наметившегося на рубеже веков
конфликта между различными версиями платонизма, христианской иконологией,
натурфилософски трактуемыми идеями всеединства, с одной стороны,
и позитивизмом, неокантианством, неклассическим рационализмом, лингвистическими
выводами из теории относительности, с другой стороны. Символ и проблема
бессознательного (Фрейд, Юнг), символ и проблема культуры (Кассирер),
символ и проблема языка (Витгенштейн), символ и экзистенция (Хайдеггер).
Символ и нахождение личного интуитивного соответствия между знаком
и смыслом. Раскрытие символа в языке как важнейшая ипостась творчества.
Художник – катализатор языка. Суггестивность, музыкальность,
общий лирический характер символа, сознательное и бессознательное
в нем. Онтологический статус символической реальности, символистское
определение романтической проблемы гения. Различие в интерпретации
символизма на Западе и в России.Красота как цель символистской «воли
к творчеству». «Искусство для искусства», «искусство жизни», дендизм,
деперсонализация письма – разновидности символистского эстетизма.
Парадокс – форма творческого восприятия и способ актуализации красоты.
Примат «искусственного» над «естественным», образ «болезни» (апофатическое
познание, «сплин», демоническое начало, перверсии).
Две тенденции
в символизме: религиозно-мистическая и нерелигиозная. Символизм
и конфликт между классической и неклассической эстетикой творчества.
Творческая полемика между первым поколением символистов и «младосимволистами»
в разных странах.
Проблема неоклассицизма как «антисимволистского символизма» и устрожения
символистской поэтики. Различия в модификациях и самодефинициях
символизма в историко-литературной ситуации Франции, Англии, Германии,
Австро-Венгрии, США. Символизм и гуманитарное мышление ХХ века.
Поэзия символизма. Роль поэтов-философов, поэтических салонов, объединений,
манифестов. Поэтический язык как философская проблема. Символистская
реформа в стихосложении. Отрицание описательного начала и «декламации»
в пользу возможностей ритма и тоники. Диссонансы, перенос строки,
свободный стих. Трактовка музыкальности. Проблема поэтической маски.
Характер аллюзий, поэтических реминисценций. Символистский неоклассицизм
в начале ХХ века. Вещь как символ. Вопрос о разговорном языке в
поэзии.
Символистский роман, его связь с традициями «романа воспитания»
и романтического романа о художнике. Трактовка творчества в символистском
романе (роман о гениальном художнике, деперсональная линия «романа
в романе»). Проблема художественного времени. Мотив «отражений»,
«вечного возвращения». Стилизация и пародия в символистском романе.
Символистский «историзм», «пир идей» в символистском историческом
романе, конфликт между культурой и цивилизацией, христианством и
язычеством, Западом и Востоком, порядком и хаосом. Неоготические
и фантастические элементы. Интертекстуальность символистской прозы.
Символистская драма, ее антинатуралистическая направленность. Символистская
драма и Ибсен. Значение творчества Метерлинка для символистского
театра. Протест против «прозаизма» «драмы идей» и актерской концепции
«вживания». Особое внимание к театральности спектакля и его лирическому
характеру. Концепция диалога. Реформа сценического пространства,
пересмотр функции декораций. Традиция «театра масок». Одноактные
пьесы, психодрамы, поэтические драмы в театре символизма. Соотношение
символа и аллегории в символистской пьесе. Трактовка любви и смерти,
мотив ожидания. Мотивы пробуждения, возмездия; фольклорное начало.
Ведущие театральные коллективы и постановщики. Особая экспрессивность
позднесимволисткой драмы.
Проблема реализма.
Сложность определения понятия в связи с его крайне противоречимым
употреблением. Уязвимость научного представления о реализме на основе
тематики произведения, большего или меньшего наличия в нем «социально-критической»
и социологической информации, «реакционной» или «прогрессивной»
общественно-литературной принадлежности художника.
Методологическая непродуктивность в разграничении натурализма и
реализма. Общеромантическое представление о реализме, художнике
(творце реальности) и художественной реальности; идеи реализма,
«соревнования» художника с действительностью и художника-творца
реальности в ХIХ веке применительно к секуляризации, романтическому
пониманию абсолютной свободы (творчества), а также романтическому
переосмыслению античной традиции мимесиса и классицистической нормативности.
Романтическое реалистическое начало в натурализме, символизме и
других стилях рубежа веков. Образ реализма как традиционалистского
мышления и оппонента неклассических концепций творчества в начале
ХХ века. Особая роль «реализма» в ускоренном становлении национальных
литератур стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Споры о «реализме»
в условиях идеологической полемики ХХ века. Проблема реализма как
исторически подвижного канона классичности в европейской культуре,
реализовавшегося в результате синтеза античного представления о
форме и христианского гуманизма.
Проблема неоромантизма.
Неразработанность понятия в российском литературоведении и недостаточность
представления о нем как «литературном течении». Особенность употребления
понятия на рубеже веков в Германии, Австро-Венгрии, скандинавских
странах.
Неоромантизм – общеструктурный признак культурологического сдвига
и показатель формирования относительно новой (модернистской) романтической
парадигмы в условиях «гибели богов» и «размыва контуров». Ницше
и неоромантизм; отрицание Вагнера, Шопенгауэра, «германского начала»
у Ницше. Проект преодоления декаданса в неоромантизме; отрицание
раннеромантических разновидностей двоемирия, неоромантический активизм,
спор с «туманностью» и «избыточностью» символистской поэтики. Образ
неоромантической «классики»; мотив столкновения хаоса и порядка.
Отказ от «культуры», «книжности»; мотивы «другой страны», «путешествия».
Эстетика примитива. Сочетание натуралистической и символистской
поэтики. Проблема самопознания. Неоромантизм и формирование модернистских
концепций личности и вещного символа. Неоромантическое начало в
экспрессионизме и других раннемодернистских стилях. Неоромантическая
героика и экзистенциализм.
Литературоведение
и критика. Место писательской критики, литературных манифестов,
философско-публицистических сочинений (Г. Спенсер, Ницше, У. Джеймс,
А. Бергсон, неокантианство), трудов на религиозные темы (Штраус,
Ренан). Общеметодологический (Конт, Дарвин, Г. Спенсер, Маркс, Ницше,
У. Джеймс, Бергсон, неокантианство, Кроче), а также искусствоведческий
(Вёльфлин и венская формалистическая школа) и «музыкальный» (Вагнер)
вклад в литературоведение и критику рубежа веков. Позитивизм и формирование
литературоведения как науки; особенности позитивистского литературоведческого
словаря. Проблема эстетики творчества в символистской критике. Спор
о «классическом» и «романтическом», проблема «чистой поэзии», преодоления
«романтизма» и «романтического». Критика Руссо и руссоизма в американском
неогуманизме (Бэббит). Лингвистика рубежа веков (Ф. де Соссюр) и
становление формальной школы в литературоведении.
Традиция биографического метода Сент-Бёва. Культурно-историческая
школа Тэна и его последователи (Брюнетьер). Творчество Брандеса
(«Главнейшие течения в европейской литературе ХIХ века»); жанр портрета
у Брандеса; Брандес и Ибсен, Брандес и Ницше. Социологизм Лансона
(«Метод в истории литературы») и его интерпретация современного
литературного процесса («История французской литературы. Современная
эпоха»). Импрессионистическая и символистская критика (братья Гонкур,
Франс, Леметр, де Ренье, Саймонс, Хьюм, Сантаяна), оценка искусства
в символистской прозе (Гюисманс, Пруст). Символистская эстетика
творчества (Малларме, Метерлинк, Валери, Уайлд, Г. Джеймс, Йейтс,
Паунд); лирика как новая парадигма культуры. Поиск предтеч символизма,
символистский образ античности (Ницше), эпохи эллинизма, Возрождения
(Буркхардт, Пейтер); Э. По и символизм. Русское литературоведение
о литературах Запада (Аничков, Венгерова).
Признание русской
литературы ХIХ века на Западе в конце столетия в качестве фактора
общеевропейской культуры. Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и
зарубежная литература: литературные контакты и сфера влияния, типологические
переклички, особенности восприятия. Проблема взаимосвязей: французские
литературные связи Тургенева; Роллан и Толстой; Гамсун и Достоевский;
Шоу и Чехов. Ницше – читатель Достоевского; восприятие Достоевского
в Европе как «русского Ницше».Восприятие культуры Запада конца ХIХ
– начала ХХ веков в России. Толстой, Розанов, Горький о декадансе.
Мережковский, Блок, Вяч. Иванов, Волошин, Флоренский, Бердяев, Вейдле
о «закате Европы». Вл. Соловьев, А. Белый, Л. Шестов о Ницше. Русские
поэты о европейском поэтическом символизме. Переводы из французского,
бельгийского, австро-венгерского символизма Анненского, Сологуба,
Брюсова, Бальмонта, Чулкова, Эллиса, Пастернака, Б. Лифшица. «Русский»
Бодлер, «русский» Верлен, «русский» Верхарн, «русский» Рильке. Реминисценции
из европейской поэзии в поэтическом сознании Серебряного века
Французская литература.
Общественно-политические
события 1870–1913 годов (франко-прусская война, парижская коммуна,
установление III Республики, дело Дрейфуса и т. д.) и их восприятие
в французской литературе рубежа веков.
Литературное значение идей позитивизма. Конт и французские писатели,
теория «трех факторов» Тэна, интерес к Дарвину, экспериментальная
медицина Бернара, сочинения Гобино. Значение романа «Госпожа Бовари»
и флоберовской эстетики творчества для французской прозы 1860–1890-х
годов. Неприятие романтизма поколения Гюго и Ж. Санд как принцип
постфлоберовской концепции письма. Французская живопись (Курбе,
Мане, импрессионисты, постимпрессионисты, Сезанн) как фактор литературного
мышления.
Теоретические сочинения Золя («Экран», «Экспериментальный роман»,
«Натурализм в театре») и становление натуралистической школы во
Франции. Золя о Бальзаке. Творчество как посредник между темпераментом
художника и миром. Идеи «беспристрастности», «фактографичности»,
«научности», «куска жизни». «Религия человечности», своеобразие
натуралистического морализма. Биологичность натуралистического представления
о социуме и характере его развития. Мотивы общественного организма,
социальной болезни, возмездия «среды и почвы».
Творчество братьев Гонкур. Место романа «Жермини Ласерте» в литературной
ситуации 1860-х годов. Сочетание в нем натуралистического метода,
элементов традиции французской прозы ХVIII века. Натурализм, психологический
импрессионизм и эстетизм в дальнейших романах Гонкур. «Актриса Фостэн»
как роман о натуралистической идее творчества. «Дневники» Гонкур
– важнейший источник для изучения литературной ситуации конца столетия
(характеристики Гюго, Готье, Тургенева, Флобера, Бодлера, Мопассана,
эволюции французской прозы).
Натурализм и «меданская группа» писателей. Развитие натурализма
от 1860-х к 1880-м годам. «Манифест пяти». Поздненатуралистическое
любование вещью, мистическое восприятие проблемы пола. Пути преодоления
натурализма. Критика идей позитивизма в романе «Ученик» Бурже. Значение
французского натурализма для эстетики западного романа ХIХ–ХХ веков.Творчество
Золя. Золя как литературный и художественный критик. Золя о Бальзаке,
Мане, импрессионистах. Ранние романы («Тереза Ракен»), увлечение
Тэном и Бернаром. Идея «куска жизни». Концепция 20-томного романного
цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Структура
общества в восприятии Золя, роль наследственности и социального
бессознательного, проблема регулировки социально-биологического
механизма. Темы рокового возмездия и краха II империи. Соотношение
характера и среды; образ «человека-зверя»; авторское представление
об общественных «аппетитах». Символика у Золя. Преступное легкомыслие
«сановного Парижа» в романе «Нана» и назначение финальной сцены
в нем; аллегорические образы. Трактовка творчества («Творчество»).
Натурализм романа «Жерминаль», его отличие от натуралистического
метода ранних произведений; эволюция общества в романе в связи с
темой социального протеста и в оценке различных идеологий (дарвинизм,
марксизм, анархизм); соотношение стихийного и организованного, сознательного
и бессознательного, единичного и коллективного; мотив «вечного возвращения».
Утопизм позднего Золя (трилогия «Три города»). Золя как создатель
модели современного социального романа.Творчество Мопассана. Ученичество
у Флобера. Эстетические принципы (предисловие к роману «Пьер и Жан»).
Мопассан о Шопенгауэре, роковом противоречии между «бытием» и «сознанием»,
творчестве как иллюзионизме. Особенности мопассановского натурализма
и развитие натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Интерпретация флоберовской
темы в романе «Жизнь», вопрос о цели существования, трагико-иронический
смысл названия. Опошление любви в романе «Милый друг». Натуралистический
импрессионизм мопассановских новелл, трактовка любви и смерти; особенность
диалога, повествовательной рамки. Толстой и Бунин о Мопассане.
Преодоление натурализма и творчество Гюисманса. Гюисманс и «меданские
вечера», ранняя проза. Роман «Наоборот» как антинатуралистический
манифест и первый опыт символистского романа о художнике. Своеобразие
гюисмансовского эстетизма. Трактовка темы болезни в романе; мотив
бунта против «естества»; становление символистской восприимчивости
и импрессионистическая стилистикиа ее описания; оценка современных
французских писателей в романе; концепция творчества как своего
рода религиозного служения; характер неприятия эпохи 3-й Республики.
Проблема «двойной бездны» в романе «Там, внизу». Роман «В пути»
и апология в позднем творчестве Гюисманса католической системы ценностей.
Значение романа «Наоборот» для западноевропейской прозы рубежа веков
(Уайлд, Манн, Джойс).
Символизм в
французской литературе. Лирический характер французского символизма
1870–1890-х годов. Парнасская и бодлеровская традиция в французской
поэзии конца века. Бодлер об искусстве («Салон 1846 года», «Поэт
современной жизни»), его определение романтизма и место собственного
поколения в нем; восприятие Э. По; бодлеровский эстетизм; образы
«чистого искусства», «проклятого поэта», «любви-ненависти»; назначение
поэтической маски. Влияние музыки, симфонизма и теории «синтетического
искусства» Вагнера на французский символизм; понятие лейтмотива,
«мотив томления». Место символистской живописи и ее образности («демонические
женщины» у Моро и Редона). Модификация бодлеровского творческого
начала в поэзии первого поколения французских символистов (Верлен,
Рембо, Малларме). Манифесты поэтического символизма (Мореас, Малларме).
Валери о символизме.
Поэзия Верлена. Верлен и парнасцы. Образ «римского мира периода
упадка» и «поэта-бродяги». Программный смысл «Поэтического искусства»,
призыв к «отрицанию риторики», «музыкальности». Стилизация и ирония
в верленовских стихотворениях; мистическая лирика. Ассонансы у Верлена,
перенос строки; особая песенность стиха. «Пейзаж души», волны настроений.
Импрессионистическая тенденция верленовского символизма. Переводы
из Верлена у Сологуба, Анненского, Брюсова. Пастернак об эпохальном
значении верленовского символизма.Поэзия Рембо. Символистское жизнестроительство
как составная часть поэтической легенды Рембо. Рембо и Бодлер. «Высокое»
и «низкое», конкретность и ассоциативность в поэзии Рембо («Цветной
сонет», «Искательницы вшей»). Характер предметности («В зеленом
кабаре»); соотношение «поэзии» и «прозы» («Озарения», «Сезон в аду»).
«Пьяный корабль»; стихотворения Рембо и французская поэзия 1910-х
годов. Творчество Малларме. Малларме – ведущий теоретик первого
поколения французских символистов; антиплатоновский характер его
символизма. «Поэтическая тайна». Ранняя поэзия («Окна», «Лазурь»
и др.). Образ Э. По в стихотворениях Малларме; произвольное (чисто
ассоциативное) восприятие новозаветных эпизодов («Иродиада»). Сочетание
символа и аллегории в стихотворениях «Лебедь», «Послеполуденный
сон фавна». «Партитуры» в позднем творчестве Малларме. Валери о
Малларме. Вяч. Иванов о типе символизма, олицетворяемом Малларме.
Второе поколение символистов в французской поэзии. Требование «неоклассичности»,
обыгрывание романтических и раннесимволистских штампов. Французские
поэты и «католическое возрождение». Творчество Лафорга. Пародия
у Лафорга, его неприятие парнасцев, приверженность «белому стиху».
Образ Пьеро, обработка разговорной речи и песенок, драматические
диалоги. Лафорг в восприятии поэтов англо-американской постсимволистской
ориентации (Паунд, Элиот). Творчество де Ренье. Поэзия Клоделя –
лирика, мистические драмы.Творчество Франса. Франсовский интеллектуализм
и проблема символизма как особого прозаического жанра. Эстетизм
Франса и его скептическо-ироническое представление о равновеликости
идеологий и верований. «Пир идей» у Франса и стилизация им философско-исторической
повести ХVIII века. Франс и жанровый эксперимент у Флобера («Саламбо»,
«Искушение святого Антония»). Франс и модернизация Евангелия у Ренана
(«Жизнь Иисуса»). Философско-религиозный декоративизм в повести
«Таис», проблема красоты; представление об имманентности исторических
типов; отношение к роли личности в истории («Прокуратор Иудеи»).
Парадокс у Франса как форма суждения о современности («Современная
история»), образ профессора Бержере. Роман «На белом камне» – франсовский
опыт антиутопии. Возможности сатиры у Франса («Остров пингвинов»).
Проблема насилия над личностью во имя общественного блага в романе
«Боги жаждут»; образ политического «инквизитора» (Гамлен); многомерность
названия; полемика с руссоизмом; Бротто как резонер авторских идей.
Роман «Восстание ангелов», неоднозначность концовки. Значение франсовской
модели романа для интеллектуальной прозы ХХ века (Мережковский,
Т. Манн, Гессе, Уайлдер).Творчество Роллана. Становление мировоззрения
(переписка с Толстым, изучение Спинозы, открытие Вагнера и Ницше).
Попытка создания «народного театра». Роль личности в истории в роллановских
циклах пьес («Трагедии веры», «Трагедии революции»). Опыт героических
биографий. Представление Роллана о «душе вселенной» и творческом
порыве как высшем проявлении эмоциональной стихии универсума. Требование
обновления идеализма в «Жан-Кристофе»; характер критики современности
в романе; конфликт между гением и обществом, стихией и косностью.
Символистские и неоромантические акценты в роллановском романе о
художнике. Роллан и Роден, образ «человечества в пути», мечта о
«душе Европы». Тема «вечного возвращения» в заключительной части
романа; образ всепроникающей (надындивидуальной) мудрости. Пацифизм
Роллана в годы первой мировой войны.Творчество Пруста. Соотношение
метода (символизм) и поэтики (импрессионизм); неприятие объективной
природы времени. Пруст и Бергсон; время как творимая в индивидуальном
сознании эстетическая реальность. Бергсоновская концепция «жизненного
порыва» и «длительности»; время – символ неразрывности и «сейчасности»
сознания у Пруста. Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного
времени». Композиционная структура «романа в романе»; функция повествователя;
конфликт между «жизнью» и «искусством», сознательным и бессознательным.
История разочарования в дворянстве и парадокс обретения в утрате.
Прустовский эстетизм. Интерьер (восприятие обстановки, произведений
искусства, аромата и т. п.) как инструмент интуитивного прорыва
к красоте, – к разделению во времени «формы» и «содержания». Мотив
музыки. Проблема неадекватности восприятия; идея невозможности любви;
мотив нарциссизма. Пруст и роман ХХ века (поздний Джеймс, Джойс,
Фолкнер).
Развитие модернистских
(неоромантических) стилей в прозе начала века. Раннее творчество
Жида (роман «Имморалист»); влияние Ницше; Жид и Т. Манн («Смерть
в Венеции»). Кубофутуризм во Франции; творчество Аполлинера. Формирование
традиционалистского отношения к модернизму. Моррас и «Аксьон франсез».
Творчество Барреса. Романы Бурже, конфликт между католическим миропониманием
и «беспочвенным» индивидуализмом («Этап», «Полуденный бес»).
Бельгийская
литература. Становление
бельгийской франкоязычной литературы и творчество де Костера. Бельгийско-французские
литературные связи и проблема регионализма. Натурализм (Лемонье);
образ Брюгге в символистской прозе и поэзии Роденбаха.
Метерлинк – реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского
театра. Метерлинк о задачах творчества («Сокровище смиренных», «Мудрость
и судьба»); полемика с «шекспировским» началом в драме, с театром
натуралистической ориентации. Сближение спектакля и поэзии, понятие
мистерии, несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, развитие
традиции «комедии дель арте». Специфика метерлинковской театральности:
идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», способы оформления спектакля,
звуковых эффектов. Драма «молчания», «ожидания», «непонимания», пробуждения;
образ жизни как сна души. Одноактные пьесы. Соотношение аллегории
и символа в пьесе «Слепые», образ «начала и конца». Внутреннее и внешнее
сценическое пространство в пьесе «Там внутри». Тождество любви и смерти
в пьесе «Пелеас и Мелисанда».«Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном
в пьесе «Синяя птица». Особенности метерлинковского символизма в пьесе
«Монна Ванна» (мотивы встречи, другой любви, ключей; обработка ибсеновских
тем «спасительной лжи» и «неудобной правды»). Блок о Метерлинке. Русские
постановки метерлинковских спектаклей. Значение творчества Метерлинка
для европейского театра (фон Гофмансталь, экспрессионистская драма,
Пиранделло).
Поэзия Верхарна. Этапы творчества. Особенности верхарновского символизма.
Верхарн и Бодлер. Мотивы «человечества на перепутье», гибели патриахального
прошлого, мятежа, возмездия. «Прозрение» как лирическая манера. Особенность
верхарновского лирического пейзажа. Урбанистические стихотворения
(«Города-спруты», «Мятежные силы»), конкретизация поэтической манеры.
Интерес к героике коллективного начала; драма «Зори». Брюсов и Волошин
о Верхарне. Скандинавская
литература.
Литературная
ситуация в странах Скандинавии на рубеже веков. Рост культурного самосознания
в середине ХIХ века. Значение литературно-критической деятельности
Брандеса.
Норвежская литература. Драматургия Ибсена и становление литературного
норвежского языка. Общая логика творчества, эволюция от своего рода
«бури и натиска» к cимволизму и неоромантизму в пьесах 1890-х годов.
Проблема героя в ранних пьесах Ибсена по мотивам скандинавской старины.
Видоизменение ибсеновского романтического индивидуалиста; Ибсен и
Кьеркегор. Драма «Бранд»: мотивы «строительства новой церкви» и личной
религиозности; тройное отречение Бранда; смысл концовки. Неприятие
мещанских ценностей («Пер Гюнт»). Историософская концепция («Кесарь
и галилеянин»). Переход от «пьес для чтения» к «театру идей».«Жить
не по лжи» как мотив ибсеновских антибуржуазных пьес на тему брака
и социальной коррупции, назначение дискуссии в них, образ «новой женщины»
(«Кукольный дом»), герои-максималисты («Враг народа»). Психологизм
пьес 1880 годов; «Дикая утка»: смысл названия, парадокс «правды-лжи»,
образ Грегерса Верле. Поздние пьесы Ибсена; возможности неоромантического
персонажа («Гедда Габлер»); «Строитель Сольнес»: образ высоты творчества
и трагедия характерного ибсеновского индивидуалиста; мотив юности
как возмездия. Ибсен и Ницше. Шоу об Ибсене как создателе «проблемной
драмы». Восприятие Ибсена в России (Чехов, Мережковский, Блок, Анненский,
Белый). Постановки ибсеновских пьес в МХТ.Творчество Бьёрнсона.
Творчество Гамсуна. Сочетание натурализма, символизма и неоромантизма
в творческой манере Гамсуна. Гамсуновские индивидуалисты, Гамсун и
Ницше. Влияние Достоевского. Проблема творчества (роман «Голод»).
Роман «Пан»: смысл названия, трактовка любви. Трагедия романтической
личности в романе «Виктория». «Роковая женщина» у Гамсуна. «Почвенические»
романы 1900 годов («Плоды земли»).
Литература
Швеции. Творчество Стриндберга. Стриндберг о задачах театра (предисловие
к «Фрёкен Юлии»). Стриндберг и Ницше. Особенности натурализма в
его ранних пьесах; конфликт между «женским» и «мужским» началом
(«Отец»), амбивалентность человеческой природы («Фрёкен Юлия»).
Стриндберг и Сведенборг; исторические драмы. Неоромантизм и экспрессионизм
поздних пьес («Путь в Дамаск»).
Датская литература. Движение «прорыва» (Банг и др.). Андерсен-Нексе
и его роман «Пелле-завоеватель».
Немецкая
литература. Возникновение
Германской империи и немецкая литература. Своеобразие литературной
ситуации в Германии и Австро-Венгрии в конце ХIХ – начале ХХ века;
влияние французского натурализма, почвеническая литература; социальная
сатира. Поздняя новеллистика Шторма. Творчество Фонтане 1870–1890-х
годов и его роман «Эффи Брист». Особый символистский смысл понятия
«неоромантизм», развитие романтической традиции ХIХ века в «неоромантизме».
Поэзия Георге. Преодоление символизма в раннем модернизме. Немецкоязычный
экспрессионизм. Вена и Прага как культурные и литературные центры.
Музыкальное творчество Вагнера в восприятии немецких и западноевропейских
писателей рубежа веков; вагнеровская интерпретация мифа, представление
о синтетическом искусстве, поэтика лейтмотивов, образ любви и смерти.
«Сецессионы» и живописная символистская образность (Бёклин, Штук
и др.), ее литературный контекст.
Творчество Ницше как одно из ключевых звеньев в эволюции романтизма
от ХIХ-го века к ХХ-ому; романтизм середины века, натурализм, символизм
и неоромантизм у Ницше. Ницшевский проект «нового человека» и посюсторонней
религиозности («человекобожия»). Особенность жанра ницшевских сочинений;
символичность их образности; пародия библейского стиля. Интерпретация
конфликта между культурой и цивилизацией. Образ декаданса (исторический,
индивидуально-психологический, социальный и религиозный аспекты),
мотив «смерти богов». Полемика с христианством как общественной
идеологией. «Сверхчеловек» и поэзия отрицательных величин у Ницше
(«гений как болезнь»); отказ от всех форм двоемирия; трагический
смысл самопознания. Романтическое истолкование античности; мотивы
«аполлонийского» и «дионисийского»; критика сократовского «нигилизма».
Примирение Шопенгауэра и Дарвина в позднем творчестве; проблемы
«примитива», мифотворчества. Значение Ницше для немецкой и западной
культуры ХХ века. Т. Манн и С. Цвейг о Ницше. Ницше в России.
Драматургия Гауптмана. Натуралистические черты раннего Гауптмана
(«Перед восходом солнца»). Общественный резонанс пьесы «Ткачи».
Символистский «неоромантизм» пьесы «Затонувший колокол»; исторические
драмы («Флориан Гейер»). Театр Ведекинда; эволюция от натурализма
к экспрессионизму («Пробуждение весны», «Ящик Пандоры»), гротеск
у Ведекинда.
Творчество Г. Манна. Натурализм ранней прозы («Кисельные берега»),
Манн и Золя; неоромантические поиски героя (трилогия «Богини»).
Специфика сатиры 1900-х годов, карикатура и гротеск в романе «Учитель
Унрат»; образ гогенцоллерновской Германии в трилогии «Империя».
Манн и левое крыло немецкого экспрессионизма.
Творчество Т. Манна. Влияние Ницше. Представление о «бюргере» и
«бюргерстве» в прозе и эссеистике Манна («Любек как форма духовной
жизни»). Образ «заблудившегося бюргера» в романе «Будденброки»;
особенность трактовки темы вырождения; проблема гения. Новеллистика:
трактовка вагнеровского начала («Тристан»), амбивалентный характер
современного творчества («Тонио Крёгер»). Размышления о возможности
преодоления эстетизма («Смерть в Венеции»). Манн в годы первой мировой
войны («Рассуждения аполитичного»).
Венский круг писателей. Импрессионизм и символизм творчества Шницлера:
пьесы, проза. Особенности символизма фон Гофмансталя. Одноактные
драматические поэмы («Смерть Тициана», «Глупец и смерть»), тема
современного Гамлета; пьеса «Имярек». Переработка античных трагедий
(«Электра», «Эдип и сфинкс»). Концепция символизма и современной
поэзии в эссеистике («О характерах в романе и драме», «Письмо»,
«Короли и вельможи у Шекспира», «Поэт и нынешнее время»).
Рильке. Влияние французского символизма, творчества Родена. Мир
и человек в поэзии «Рильке» («Часослов»). «Новые стихотворения».
Опыт символистского романа («Записки Мальте Лауридса Бригге»), образ
«гибели всерьез». Тема полноты бытия в поздней лирике («Сонеты к
Орфею», «Дуинские элегии»). Пастернак и Цветаева о Рильке.Ранний
модернизм. Экспрессионизм; апокалиптические мотивы, конфликт «отцов
и детей»; политический контекст явления. Значение экспрессионистской
живописи; полемика с импрессионизмом; группы «Мост» и «Синий всадник».
Эстетика 1910 годов (Воррингер, Эдшмид). Ранняя экспрессионистская
поэзия и драма (Газенклевер, фон Унру и др.).
Литература
Великобритании.
1880–1890-е годы
и начало заката викторианской эпохи в английской литературе. Особенности
литературного сознания: традиция христианского социализма, позитивистские
и эволюционные идеи (Милль, Дарвин, Г. Спенсер, Хаксли), английский
эстетизм, восприятие французской словесности (Бальзак, Флобер).
Арнолд о современной функции литературной критики («Критические
очерки»), о «творческом» восприятии христианства в эпоху секуляризации
и позитивного знания («Литература и догма»). Моррис, его проповедь
социального значения вкуса и красоты; поэма «Земной рай». Картина
нравов поздневикторианской и эдвардианской Англии в романах Мередита,
Беннетта, Батлера. Своеобразие английского натурализма (Гиссинг,
Мур) и творчество Гарди. Влияние Спенсера; роль случая. Концепция
трагического в романах Гарди, неприятие пуританской морали, противопоставление
аристократии и простых людей, городских и сельских нравов. «Уэссекский
цикл» и «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»; темы рока и жертвы в романе.
Лирика Гарди, поэма «Династы».Английский символизм и его предтечи.
Медиевализм Ньюмена. Литературно-критические сочинения Раскина и
английский эстетизм. Критика рационализма («Современные живописцы»);
идеи «красоты форм», «патетической иллюзии»; проблема соотношения
правды и красоты. Значение живописи прерафаэлитов и их требование
мистического в повседневном. Поэзия и проза (рассказ «Рука и душа»)
Россетти. Особенности романтизма Суинберна. Суинберн и французская
поэзия (парнасцы, Бодлер), Суинберн и Шелли. Античная тема. «Стихи
и баллады». Образ любви в поэтических драмах и элегиях. Тираноборческие
мотивы; поэзия 1880-х годов. Литературно-критическая деятельность
Пейтера. Отрицание «утилитарности» творчества и апология «искусства
для искусства» в предисловии к «Заметкам по истории Возрождения».
Саймонс и его книга «Символистское движение в литературе».Символизм
Уайлда. Уайлд и прерафаэлиты, Уайлд и Раскин; уайлдовский эстетизм.
Символистская теория искусства, характер критики натурализма, представление
о парадоксе, образ творчества как религиозного служения («Замыслы»,
«De Profundis»). Мотив убийства любви в поэме «Баллада Редингской
тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея». Проблема литературных источников
уайлдовского романа (Гёте, Бальзак, По, Бодлер, Франс, Стивенсон,
массовая литература); вопрос о высшей реальности творчества; образ
Сибиллы Вейн, роль художника Бэзила; функция заключительной сцены.
Уайлд-драматург. Уайлд и проза ХХ века (Т. Манн, Пруст). Уайлд в
России (Бальмонт, Кузмин, Гумилев, Чуковский).
У истоков английского
неоромантизма (Стивенсон). Неоромантизм Киплинга. Тема «бремени
белого человека» в его творчестве и ее аллегорическое осмысление
в «Книге джунглей». Полемика с поколением Уайлда и символистским
представлением о художнике (баллада о Денни Дивере, роман «Свет
погас»). Мотив «другой страны» в колониальных рассказах; поиск мудрости
в романе «Ким». Очерк и репортаж в творческой манере Киплинга; образность
киплинговских баллад. Куприн о Киплинге. Неоромантизм Конрада. Идея
живописности стиля. Стилистика конрадовского стоицизма: трагедия
самопознания (повесть «Сердце тьмы»), тема «победы в поражении»
(повесть «Тайфун»), противоречивость романтического индивидуализма
(романы «Лорд Джим», «Ностромо»). Конрад и американские писатели
(Хемингуэй, Фицджералд).
Английская проза
начала столетия. Традиция романа ХIХ века в творчестве Голсуорси.
Голсуорси и Бальзак, Голсуорси и Теккерей; образ «форсайтизма» в
«Саге о Форсайтах». Социальные романы Уэллса («Тоно Бенге»); утопия
и антиутопия в уэллсовских романах («Машина времени», «Остров доктора
Моро»). Уэллс в годы первой мировой войны. Творчество Форстера.
Конфликт между культурой и цивилизацией, маской и личностью; форстеровский
образ Италии («Куда бояться ступить ангелы», «Комната с видом»).
Особенности психологизма; Форстер и Г. Джеймс; проблема реализации
личности в романе «Путешествие в Индию».
Драматургия Шоу. Вехи творческой биографии (интерес к Вагнеру, Марксу,
Ницше, идеям «Фабианского общества»). Шоу об Ибсене («Квинтэссенция
ибсенизма»). Театр 1890–1890-х годов («Неприятные пьесы», «Приятные
пьесы»); тема эмансипации («Профессия госпожи Уоррен»). Шоу о социальных
возможностях аналитической драмы; жанр пьесы-дискуссии, спор с Шекспиром
(«Шоколадный солдатик», «Цезарь и Клеопатра»). Парадокс у Шоу («Пигмалион»).
Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»; Шоу
и Чехов.
«Ирландское литературное
возрождение». Театр Синга; ирландский колорит («В сумраке долины»),
столкновение человека и природы («Скачущие к морю), возможности иронической
комедии («Удалой молодец – гордость Запада»).
Творчество Йейтса. Йейтс о задачах поэзии («Символизм в поэзии») и
значении лирики в переходную эпоху. Романтизм, символизм и постсимволизм
у Йейтса. Образ современности как «мира без центра», творческий идеал
(стихотворения на византийскую тему), тема собирания бытия. Театр
Йейтса: лирические драмы; развитие традиции Метерлинка; обработка
древнеирландских сказаний.
Довоенное творчество Джойса. «Дублинцы» как опыт «романа в рассказах».
«Портрет художника в юности» и традиция символистского романа о художнике;
проблема творчества как религиозности «наоборот»; мотив отречения,
образ епифании, идея статического и кинетического искусства.
Группа «Блумсбери». Т. Э. Хьюм о романтическом и классическом начале
в искусстве. Вопрос об обновлении символизма в поэзии и лондонский
период творчества Паунда. Манифесты имажизма.
Польская
литература.
Литературный
процесс в Польше в конце ХIХ – начале ХХ века. Крестьянская тема
в романах Ожешко. Творчество Пруса: трагедия любви (роман «Кукла»),
особенности историзма (роман «Фараон»). Сенкевич. Исторические романы
(«Огнем и мечом», «Крестоносцы»); критика индивидуализма в романе
«Без догмата». Роман «Quо Vadis?» и возможности исторического романа
об эпохе глобальной переоценки ценностей (Сенкевич и Франс, Сенкевич
и Костолани, Сенкевич и Мережковский). Психологизм романов Жеромского
(«Пепел»). Натуралистические черты творчества Реймонта («Земля обетованная»,
«Мужики»). Символизм и «Молодая Польша». Творчество Пшибышевского.
Влияние Достоевского, Ницше, Стриндберга. Образы индивидуалистов,
характер критики современности («Дети Сатаны», «Homo sapiens»).
Пшибышевский и Арцыбашев («Санин»). Символистская драма, ее развитие
в сторону экспрессионизма (Пшибышевский, Выспяньский).
Литература
США.
Завершение эпохи
«фронтира»; трансформация темы «американской мечты» в конце ХIХ
– начале ХХ века. Дискуссия об «американском языке» и особом пути
развития американской литературы. Фольклорная традиция и разговорный
язык в творчестве Твена. Роман «Приключения Гекльберри Финна» и
формирование литературного мифа национальной истории; природа у
Твена («Жизнь на Миссиссиппи»). Значение твеновского творчества
для литературы США ХХ века.
Региональная тематика и явление американского натурализма. Психологизм
новеллистики Гарта; роман Крейна «Алый знак доблести». Норрис и
Гарленд о задачах национальной литературы; «Трилогия пшеницы» Гарленда.
Движение «разгребателей грязи»; романы Синклера («Джунгли» и др.).
Г. Адамс и его «Автобиография»; Адамс о культурологическом сдвиге,
ускорении истории; образ «мультиверсума». Натуралистические и неоромантические
тенденции в творчестве Лондона (роман «Морской волк», «Северные
рассказы»); проблема художника (роман «Мартин Иден»). Общественно-литературная
полемика 1910-х годов о «взрослении Америки» и критическая деятельность
Менкена. Поэзия Робинсона; начало американского «поэтического ренессанса»
(Мастерс, Сэндберг).
Творчество Джеймса. Психологизм Джеймса; концепция «точки зрения»,
«центрального сознания», «персонажей-светильников». Развитие от
викторианской модели прозы (Дж. Элиот) к психологическому импрессионизму
и символизму. Проблема понимания в творчестве Джеймса и назначение
повествователя. Международная тема («Послы»), трагедия тонко чувствующей
женщины («Вашингтонская площадь», «Дэзи Миллер», «Портрет дамы»,
«Крылья голубки»). Мотив ожидания у Джеймса; проблема зла («Письма
Асперна», «Что знала Мейзи»). Художественно-эстетическая концепция
Джеймса (эссе «Искусство романа», предисловия к романам). Джеймсовская
традиция в американской прозе ХХ века. Джеймс и Пруст.
Драйзер и особенности его натурализма. Влияние Бальзака, Спенсера,
Золя. Роман «Сестра Керри»; «принцип равновесия»; образ «приспособления
к среде»; становление восприимчивости Керри и ироническая сторона
ее успеха. Женская тема у Драйзера («Дженни Герхард»). Неоромантические
элементы в «Трилогии желания» (образ Каупервуда). «Религия успеха»
и ее жертвы в романе «Амриканская трагедия». Уоррен о Драйзере («Дань
Теодору Драйзеру»). Традиция драйзеровского социального романа в
литературе США ХХ века.
Испанская литература.
Гражданская война,
реставрация монархии и формирование общественного сознания «третьего
сословия». Испанская региональная проза. Творчество Переса Гальдоса.
Исторические романы («Национальные эпизоды»); «Современные романы».
Сервантесовские ирония и юмор как средство преодоления сентиментальной
морализации и натуралистического детерминизма.
Испано-американская война и «поколение 1898 года». Проблема «двух
Испаний». «Культ Кастилии»; религиозно-философские искания. Творчество
Унамуно до первой мировой войны. Унамуно о «вечной традиции»; восприятие
«Дон Кихота». Концепция трагического; понимание веры. Проблема самопознания
в романе «Туман». Творчество Валье-Инклана. Поэзия начала века (Мачадо,
Хименес).
Итальянская литература.
Объединение Италии
и итальянская литература. Тираноборческая поэзия Кардуччи. Итальянская
версия натурализма («веризм»). Народные характеры в изображении
Верги.
Творчество д’Аннунцио. Эволюция от символизма («Невинный») к неоромантизму
(«Морские оды», «Корабль»). Влияние Достоевского, Ницше. Понимание
индивидуализма у д’Аннунцио (роман «Пламя», драма «Джоконда»). Довоенное
творчество Пиранделло. Критика позитивизма, концепция искусства
(«Юморизм»). Лицо и маска в романе «Покойный Маттиа Паскаль». Философия
истории в романе «Старые и молодые». Своеобразие новеллистики («Новеллы
на год»). Творчество Папини до 1914 года. Идеи фрагментаризма, кризиса
культуры («Сумерки философов»). Жанр «философских сказок» («Трагическая
повседневность», «Слова и вещи»), книги «Конченый человек». Итальянский
футуризм и его манифесты («Технический манифест»). Поэзия («Новая
песнь») и проза (роман «Футурист Мафарка») Маринетти. Восприятие
итальянского футуризма в России.
Литература к курсу |