|
Литература к курсу
Испанская литература
Французская литература
Немецкая литература
Английская литература
Итальянская литература
|
Зарубежная
литература XVII в. (для романо-германского и классического отделений)
Общая характеристика и периодизация литературы XVII в.
Новое время как особый историко-культурный
феномен: эпоха, когда современный человек «начинает узнавать себя».
Цивилизационные и культурные изменения Нового времени. Становление
новой картины мира, возникновение нового мироощущения человека.
XVII век как время перехода, начало длительного периода Нового времени
и относительно автономная, самостоятельная историко-литературная
эпоха.
XVII век – период ломки старого общественного уклада. Основные исторические
события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя
война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»:
неоднозначность социально-экономических, этических, психологических
последствий этих событий. Роль и смысл народных движений в XVII
столетии: участие их в разрушении традиционалистского средневекового
образа жизни и осознание целей борьбы как стремления к восстановлению
прежней «справедливости», а не обновлению общественного уклада.
Усилившаяся неравномерность политико-экономического развития отдельных
стран и регионов и общеевропейский смысл этого развития, его общая
направленность к обновлению. «Европа» – окончательно сформировавшееся
историко-культурное понятие Нового времени.
XVII век как век абсолютизма. Типы абсолютизма в разных европейских
странах и его различные формы и функции. Формирование национальных
государств и наций, общекультурное значение этого процесса. Государство
и литература в XVII веке. Общество и литература. Зарождение общественного
мнения и его роль в производстве, функционировании и оценке литературных
произведений. Развитие литературной критики. Изменение статуса писателя
и писательской жизни в XVII столетии: кружки, салоны, клубы. Расцвет
публицистики. Появление периодической печати.
XVII век как век науки. Секуляризация научного знания, новая классификация
отраслей науки. Научная революция XVII века и ее роль в становлении
механической картины мира, концепции человека в Новое время. Значение
открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей, Ньютон),
физиологии (Гарвей), математике (Декарт, Ферма, Ньютон). Лидерство
физико-математических наук в научной революции и его этико-психологические
и культурные последствия. Успехи научной революции и скептицизм,
сомнения людей новой эпохи во всесилии научных знаний, в их абсолютной
достоверности. Эволюция новой науки: триумф разума и одновременно
постепенное осознание «утраты определенности». Роль сомнения в процессе
познания мира и человека в эту эпоху: сомнение – инструмент постижения
действительности и результат этого постижения.
Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями
человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия как
компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия.
Изменение способа мышления в XVII веке: опора на зрение, а не на
умозрение, не поиск ассоциативного сходства между явлениями, а установление
тождества и различия, достоверного и вероятного в процессе экспериментально-опытного
познания природы. Кардинальное изменение в понимании природы от
средневековья и Возрождения к XVII столетию: от толкования природы
как организма к природе как механизму. «Элементы» и «силы» в природе,
обществе, отдельной личности. Роль философских идей Бэкона, Гоббса,
Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании
мира. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII
веке.
Религия в XVII веке и ее взаимоотношения с литературой: более четкое,
чем прежде, деление литературы на светскую и религиозную и точки
схождения, общность тематики и проблематики. Осознание кризиса идеалов
Возрождения как составная часть нового менталитета. Переживание
трагизма и дисгармонии бытия, противоречий действительности, «революция
человеческого удела» как основа зарождения художественного мироощущения
XVII столетия. XVII век как век Противоречия.
Проблемы периодизации
литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности
в разных странах. Литературные направления XVII века.
Споры
о литературных направлениях XVII столетия в современной науке. Концепция
реализма XVII века, ее уязвимые стороны с точки зрения современной
методологии литературоведения. Отказ от оценочного употребления
термина «реализм» и, как следствие, изменение представлений о динамике
и взаимодействии литературных направлений XVII века. XVII век –
эпоха барокко и классицизма.
Барокко как тип культуры и как литературное направление XVII столетия.
Происхождение и современное значение термина «барокко». Социокультурные
корни барочной литературы, ее связь с Возрождением и полемика с
ним. Маньеризм и барокко: сходство и отличие поэтики и стиля. Философские
основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека
как конструктивный момент барочного мировосприятия. Стоицизм и эпикурейство
в барокко: противоположности, которые сходятся в пессимистическом
ощущении бытия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни,
одиночество и хрупкость человека в бесконечной Вселенной. Актуализация
средневекового тезиса «жизнь как сон» и неоднозначные истолкования
этого тезиса человеком барокко. «Быть» и «казаться» как дилемма
барочной литературы XVII века. Мир как театр. Тема лица и маски.
Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность
изобразительных средств, их утрировка. Барокко как искусство гиперболы.
Мир как энциклопедия. Тенденция к полноте запечатления Противоречия.
Полисемантичность мира и языка барокко, многовариантность толкований
образов, слов. Избыточность подробностей как свидетельство господства
в барочной поэтике принципа «расточительности» художественных средств.
Метафора барокко. Барокко как искусство волновать и удивлять. Эмоциональное
и рациональное, экстравагантность и рассудочность в барокко. Эмблема
как популярный тип барочного образа и как особый жанр. Отказ от
линейности в композиции, развитии конфликта, образной системе барочной
литературы, тема лабиринта в барокко и разные формы ее художественного
воплощения. Соотношение теории и практики литературы в барокко.
Теоретики европейского барокко (Грасиан, Тезауро). Антиномичная
структура и эволюция литературных течений внутри барокко: «высокое»
и «низовое» барокко, их взаимодействие и полемика. Идейные и стилевые
течения внутри барокко (либертины, «метафизики», консептизм, маринизм),
пограничные барочно-классицистические явления (прециозность). Этапы
развития и национальные варианты барокко в литературе: общность
и различие. Барокко и романтизм. Барокко и литература ХХ века.
Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Споры
о классицизме в современной литературной науке. Этимология и современное
значение термина «классицизм». «Классическое» и «классицистическое».
Традиции классицизма эпохи Возрождения в классицистической литературе
XVII века, их развитие и изменение: от отношения к античности как
объекту подражания и точного воссоздания к трактовке античности
как примера правильного соблюдения вечных законов искусства и как
объекта соревнования. Социокультурная почва возникновения и развития
классицизма, степень его распространенности в разных странах и в
разные периоды внутри XVII века. Классицизм и рационалистическая
философия. «Декартовские» принципы в поэтике классицизма: аналитизм,
«разделение трудностей» в процессе запечатления сложных явлений
действительности и т. д. Внутренний драматизм классицистического
видения действительности и дисциплина его внешних проявлений. Попытка
художественного преодоления противоречия посредством строгого отбора,
упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала
действительности. Эстетическая «преднамеренность» классицизма: примат
замысла над воплощением, осознанность художественных принципов и
приемов, развитость теории классицизма. Нормативные поэтики европейских
классицистов (Малерб, Шаплен, Буало, Мильтон, Драйден, Опиц). Принцип
подражания природе и его толкование в классицистической эстетике:
природа как прекрасное и вечное создание, построенное «по законам
математики». Принцип правдоподобия и его значение в классицизме:
правдоподобие и правда, правдоподобие и благопристойность, правдоподобие
и назидательность искусства. Реализация принципа «поучать, развлекая»
в классицизме.
Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов
искусства: правила как способ удержать свободу творчества в границах
разума. Простота и ясность как важные эстетические категории классицизма.
Иерархическая система жанров в классицистической теории, стремление
к последовательному разведению «высоких» и «низких», «трагических»
и «комических» явлений действительности по разным литературным жанрам.
Отказ от «лишних» художественных подробностей, образов, слов как
принцип классицистической поэтики. Классицизм как культура «экономии»
средств выразительности.
Классицистический вкус не как индивидуальная категория, а как вкус
«благовоспитанных людей». Понятия «нормы» и «меры» как составляющие
классицистического вкуса. Осознание классицистами своей теории как
свода законов «истинного» искусства, искусства вообще, а не как
программы одного, особого литературного направления. Реальное отличие
национальных вариантов классицистической литературы, полемика внутри
классицизма, сложное соотношение теории и практики направления.
Сосредоточенность литературы классицизма на нравственно-психологической
проблематике.
Роль классицизма в литературе последующих веков. Классицизм и неоклассицизм.
Классицизм и романтизм. Классицизм и литература XX века.
Историко-социальные и культурологические закономерности неравномерного
развития литературных направлений XVII века, преобладание барокко
или классицизма в той или иной стране, на том или ином этапе развития
литературы внутри столетия. Сложное переплетение барочных и классицистических
тенденций в творчестве отдельных писателей XVII века. Полемика и
взаимодействие барокко и классицизма в литературе.
Испанская
литература XVII
в.
Историческая,
социокультурная специфика Испании в XVII веке. Особенности испанского
абсолютизма, замедленная и затрудненная централизация страны в этот
период. Процесс Контрреформации как выражение глубокой политической,
социально-экономической деградации испанского общества, особенно
трудно вступающего в Новое время. Утрата Испанией политического
престижа в Европе, ориентация на изоляцию страны от влияния извне.
Усиление роли католической церкви в испанском обществе, контроль
иезуитов над идеологической, культурной жизнью Испании XVII столетия.
Торможение научной революции, испанские университеты как оплот схоластики,
прикладной характер научных изысканий этого периода.
Сложное взаимодействие процессов общественно-политического упадка
и расцвета искусства и литературы в Испании. Понятие «Золотого века»
испанской литературы и его хронологические рамки. Постепенный переход
испанской культуры от Возрождения к XVII веку и особенно выразительный
контраст между ними, запечатленный в художественном мироощущении
писателей переходного этапа (Сервантес, Лопе де Вега, М. Алеман).
Сосуществование
ренессансных, маньеристических и барочных тенденций в испанской
литературе начала XVII столетия. Неразвитость классицизма как целостного
литературного направления в Испании и роль отдельных тенденций классицистической
поэтики, отразившихся в творчестве некоторых испанских писателей
(Х. де Аларкон, Кальдерон). Барокко как ведущее литературное направление
в Испании и его специфика: доминирующие мотивы разочарования, смятения,
иллюзорности жизни, мрачно-пессимистический колорит, стилевые приемы
метафорически-изощренной «зашифровки» действительности. Дифференциация
идейно-стилевых течений барочной литературы в Испании. Культизм
как «темный стиль». Поэзия Луиса де Гонгоры, ее тематика и жанрово-стилевое
своеобразие. Метафоризм и словесно-образная многозначность, интеллектуализм
и живописность. Поэтическая школа Гонгоры. Консептизм как «трудный
стиль» поэзии и прозы. Жажда запечатлеть сложные смыслы действительности
посредством слова.
Творчество Ф. Кеведо: гротескно-сатирическая поэзия, памфлеты. Демократические
тенденции «низовой» барочной прозы Кеведо и ее художественные особенности.
Испанский плутовской роман XVII века (М. Алеман, Ф. Кеведо, Л. Велес
де Гевара) и его ренессансный предшественник. Фабульно-композиционное
своеобразие, особенности героя-пикаро, специфика мира и человека
в плутовском романе. Особая роль этого жанра в становлении европейского
романа «низового барокко» («комический» роман во Франции, «воровской»
английский роман, «Симплициссимус» Гриммельсгаузена). Пикаро как
модификация образа трикстера и его роль в романе ХХ века.
Консептистская
проза Б. Грасиана. Грасиан как теоретик барокко («Искусство изощренного
ума»). Понятие «острого ума» у Грасиана. Аллегорико-моралистический
роман «Критикон».
Испанская драматургия
XVII века. Театр Лопе де Веги: дискуссионные проблемы поэтики и
стиля. Ренессансное, маньеристическое, барочное в драматургии Лопе
де Веги. Особенности основных этапов творчества писателя. Жанровая
классификация его театра. Героическая драма «Фуэнте Овехуна». Исторический
факт и его театральное воплощение. Специфика конфликта драмы и этапы
его развития. Роль народных сцен в пьесе. Комедия в творчестве Лопе
де Веги и ее жанровое своеобразие («Собака на сене»). Специфика
комедийной интриги, соотношение амплуа и характера.
Драматурги «школы Лопе де Веги» (Аларкон, Тирсо де Молина). Творчество
Кальдерона как центральное художественное явление испанского театра
XVII века. Периодизация творчества драматурга и жанровые модификации
его пьес (комедии интриги, «драмы чести», философско-религиозные
драмы, ауто). Особенности комедийного творчества Кальдерона: соотношения
характеров и интриги, «кальдероновы ходы», их роль в сюжетном развитии
(«Дама-Привидение»). Художественное воплощение идеи чести в драмах
Кальдерона. «Стойкий принц» как драма чести и как философско-религиозная
драма. «Жизнь есть сон» как лучшая философско-религиозная пьеса
Кальдерона и яркое проявление поэтики барокко. Обобщающе-метафорический
смысл заглавия произведения. Своеобразие решения традиционной, идущей
от средневековья темы «жизни-сна» в барочном художественном видении.
Проблема свободы воли в драме Кальдерона и ее роль в развитии основного
конфликта пьесы. Барочные и классицистические тенденции в трактовке
роли разума. Специфика художественной трансформации исторического
материала в философской драме Кальдерона. Проблематика и поэтика
драмы Кальдерона «Саламейский алькальд».
Французская литература XVII
в.
Особенности
социально-исторического развития Франции в XVII столетии: активный
процесс централизации страны и его драматические перипетии на протяжении
века. Бюрократизация общественной жизни, стремление к упорядочению
культурной, духовной деятельности. Французский абсолютизм как политическое
выражение процесса разложения феодализма во Франции и как важный
историко-социальный фактор экономики и культуры страны. Создание
Французской Академии, стремление ее членов выполнять функции регламентирующего
учреждения. Атмосфера критического обсуждения литературных новинок
в периодике Франции, в кружках, салонах. Тяга общества к публичным
формам общения, актуализация проблемы светского воспитания. Салоны
мадам де Рамбуйе, М. де Скюдери и др., их роль в развитии литературы
и культуры XVII века.
Специфика Фронды
как широкого антиналогового общественного движения середины века,
неоднозначного по своим политическим характеристикам, и ее роль
в эволюции общественной психологии французов, в формировании актуальной
проблематики французской литературы в XVII веке.
Французская философия XVII столетия (рационализм Декарта, сенсуализм
Гассенди), ее воздействие на литературный процесс. Философия и религия
этого периода, сложное взаимодействие (Б. Паскаль) и полемика (либертинаж).
Французский либертинаж XVII века как религиозно-философская и культурная
оппозиция общественным нормам и его роль в литературе.
Периодизация
литературного процесса во Франции XVII века и основные литературные
направления века.
Французская
литература 1590–1620-х гг. Формирование поэтики раннего классицизма
во французской поэзии. Ф. Малерб и его поэтическая реформа. Принципы
ясности и точности выражения поэтической мысли, языковой пуризм,
требование гражданственной проблематики и т. д., пропаганда этих
принципов школой Малерба. Роль Малерба в становлении во Франции
поэтического языка Нового времени. М. Ренье, его полемика с Малербом
как свидетельство существования внутриклассицистических споров.
Сатиры М. Ренье: проблематика и поэтика. Французское барокко начало
века и поэзия либертенов (Т. де Вио, Сент-Аман): взаимодействие
и полемика со школой Малерба. Общее стремление французских поэтов
к духовной независимости от литературных авторитетов и расхождение
в оценке необходимости и возможности общих правил поэзии.
Ранняя драматургия
французского барокко и ее особенности: усложненность фабулы, авантюрно-«романические»
конфликты, динамичность и внешняя эффектность действия. Трагикомедии
А. Арди.
Становление и развитие антиномичной системы романа французского
барокко – «высокого» (О. д’Юрфе) и «низового» (Ш. Сорель). «Астрея»
д’Юрфе как образец любовно-психологического пасторального романа,
его воздействие на литературу и нравы французского общества XVII
столетия. «Историчность» и энциклопедизм «Астреи», концепция любви
у д’Юрфе и своеобразие ее художественного воплощения в вариантах
историй любовных пар. «Астрея» как свод этических норм дворянской
цивилизации и как колыбель французской романистики Нового времени.
Героико-авантюрный роман Гомбервиля как иная жанровая модификация
высокого барочного романа. Идейно-художественная полемика демократических
писателей барокко со своеобразным культом романа д’Юрфе во Франции
(«Сумасбродный пастух» Ш. Сореля). «Комическая история Франсиона»
Сореля, «Фрагменты комической истории» Т. де Вио как романы «низового»
барокко. Философия вольнодумства в произведении Сореля и роль прототипа
– либертена Т. де Вио в создании образа главного героя. Реально-биографическое
и обощенно-дидактическое в романе. Барочная концепция человека и
действительности и ее воплощение в сюжетном развитии «Комической
истории».
Поэзия и проза религиозного барокко во Франции (Ж. Спонд, Ж.-П.
Камю).
Французская
литература 1620–1650-х гг. Культурная политика Ришелье и ее влияние
на литературную ситуацию во Франции. Складывание академического
литературного канона и борьба с ним писателей и классицизма и барокко.
Барочная поэзия Тристана л’Эрмита, Сент-Амана и ее светский характер.
Бурлескная поэзия «низового» барокко (Скаррон). Прециозность как
особый социокультурный и литературный феномен во Франции на определенном
этапе эволюции французского общетсва XVII века. Барочно-классицистическая
природа прециозности. Прециозная поэзия В. Вуатюра.
Прециозные романы Ла Кальпренда, М. де Скюдери: теория романа как
«эпопеи в прозе», романизация Истории, концепция правдоподобия и
«правила» романа. Специфика «историчности» прециозного «романа с
ключом» («Артамен, или Великий Кир» М. де Скюдери). Назидательность,
энциклопедизм и развлекательность в прециозном романе. Роман «низового»
барокко в середине XVII века и его «амальгамные» жанровые тенденции
(Тристан л’Эрмит, Скаррон). Особенности нравоописания и комический
характер в «Комическом романе» Скаррона. Философско-фантастический
барочный роман Сирано де Бержерака, его связь с либертинажем. Философская
проза Паскаля: проблематика и поэтика, художественная концепция
человека и действительности.
Формирование
классицистического театра во Франции и его развитие в 30–50-е гг.
Творчество П. Корнеля, его основные периоды. Ранние комедии П. Корнеля,
особенности героя и конфликта, специфика комического. Трагикомедия
Корнеля «Сид». Актуальность проблематики пьесы, связь произведения
с концепцией героического у Корнеля. Поэтика «Сида». Особенности
трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта.
Герой и проблема выбора. Концепция любовного чувства как любви по
разумному выбору. Своеобразие развязки пьесы. Споры о «Сиде» в литературно-критической
мысли Франции, его роль в становлении целостной концепции классицистической
драматургии. Пушкин о «Сиде».
Особенности «первой манеры» корнелевской драматургии. Трагедия «Гораций»,
ее героический и гражданский пафос. Особенности художественного
решения проблемы «человек-государство» в политической трагедии и
классицистическая поэтика пьесы. «Римский» характер у Корнеля. «Цинна,
или Милосердие Августа»: развитие «римской» темы в «монархической
утопии» Корнеля. «Полиевкт» как христианская трагедия и эволюция
концепции героического у Корнеля.
Корнель и барокко:
следы воздействия барочной поэтики на корнелевские трагедии «второй
манеры» («Родогуна»). Герой и народ в трагедии Корнеля «Никомед»,
актуальность политической проблематики пьесы. Корнель-драматург
– новатор и теоретик театра. Значение драматургии Корнеля во французском
театре XVIII–XIX вв.
Французская
литература 1660–1680-х гг. Апогей абсолютизма и расцвет классицистической
поэтики, обогащенной барочной традицией. Устаревшее представление
о французском классицизме как «школе 1660 г.» и его пересмотр в
современной литературоведческой мысли.
Классицистическая
драматургия на новом этапе развития. Творчество Ж. Расина, его периодизация.
Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма.
Религиозно-философская доктрина янсенизма, ее роль в сложном противоречивом
развитии художественного мироощущения Расина. «Греческий» характер
и греческая тематика расиновских трагедий. Концепция трагического
в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического
конфликта пьесы. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских
героев. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение
любви и долга в его пьесах. Соперничество Расина с Корнелем в жанре
политической «римской» трагедии. Тема тирании и концепция власти
в «Британике». Психологический анализ образа Нерона как «рождающегося
чудовища». «Береника» как лирико-политическая трагедия Расина, высокая
степень ее соответствия классицистическому канону. «Восточные» трагедии
Расина («Баязид», «Митридат»), своеобразие воплощения экзотической
темы в классицистической драме. Трагическая коллизия мифологической
пьесы «Ифигения в Авлиде». «Федра» как наиболее совершенное воплощение
поэтики классицистической трагедии Расина. Споры вокруг истолкования
образа главной героини трагедии. Соотношение античного источника
и расиновского текста. Янсенизм и его преломление в основной коллизии
пьесы. Трагический конфликт «Федры», его этапы и художественное
разрешение. Сценическая судьба «Федры». Художественное своеобразие
поздних трагедий Расина, особенности проблематики и поэтики, специфика
воплощения библейских сюжетов («Эсфирь», «Гофолия»).
Творчество Мольера, его основные этапы. Проблема художественного
метода Мольера в отечественной науке и ее современное решение. Мольеровская
характерология, поэтика «высокой» комедии как выражение классицистической
природы творчества Мольера. Жизненный и актерский опыт Мольера,
осмысление современных социальных событий, близость к философскому
кружку П. Гассенди как составляющие художественного мироощущения
комедиографа. Ранние комедии Мольера («Смешные жеманницы», «Школа
мужей», «Школа жен»). Творческая история комедии «Тартюф». Особенности
главного конфликта и характера пьесы, специфика развязки комедии.
Философская проблематика комедии Мольера «Дон Жуан», своеобразие
трактовки образа главного героя. Сатира на светское общество в комедии
«Мизантроп», истолкование образа Альцеста. Сатирико-комические типы
в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной».
Фарсовый и «высокий» комизм в драматургии Мольера. Роль Мольера
в становлении комедиографии Нового времени. Мольер в России. Пушкин
о Мольере.
Поэзия классицизма в 60–80-е гг. Сатиры Н. Буало, их проблематика
и поэтика. Обобщение и систематизация принципов классицизма, полемика
с барочной и классицистической литературой в трактате Буало «Поэтическое
искусство». Буало как «законодатель Парнаса», авторитет Буало-теоретика
классицизма в последующие периоды развития литературы.
Творчество Лафонтена: сказки, новеллы в стихах, повесть «Любовь
Психеи и Купидона». Басни Ж. де Лафонтена как вершина творческой
деятельности писателя. Сатирико-моралистическое и поэтическое в
лафонтеновской басне. Роль басен Лафонтена в развитии этого жанра
в европейской литературе следующих эпох. Пушкин о Лафонтене.
Жанры классицистической прозы 60–80-х гг.: максимы (Ларошфуко),
письма (мадам де Севинье), мемуары (Ж.-Ф.-П. де Ретц), сказки (Ж.
де Лафонтен). Классицизм и роман. Теория и практика «маленького
романа» классицизма («Португальские письма» Гийерага, «Принцесса
Клевская» Лафайет). Функция историко-мемуарного материала в романе
Лафайет. Особенности нравственно-психологического конфликта «Принцессы
Клевской». «Принцесса Клевская» как «аналитический роман». Стендаль
о романе Лафайет. Традиции «комического» романа середины XVII века
и их эволюция в «Буржуазном романе» А. Фюретьера.
Немецкая
литература XVII в.
Общественно-политическая
и культурная ситуация в Германии XVII века. Катастрофическое развитие
событий Тридцатилетней войны на территории немецких земель и ее
социокультурные последствия. Раздробленность Германии, конфессиональные
и политические противоречия между протестантскими и католическими
княжествами, экономическая отсталость страны. Неоднозначные культурные
и духовные результаты воздействия этих факторов. Роль иноземных,
прежде всего французских культурных влияний, деятельность языковых
и культурных обществ, формирующих противоречивый облик немецкой
литературы XVII века. Философия Германии, часто вызревающая в русле
религиозных исканий, роль мистических учений в процессе культурной
эволюции, немецкий пиэтизм и его особенности.
Проблемы динамики развития литературных направлений XVII века в
Германии. Своеобразный порыв к классицизму в деятельности некоторых
писателей этого периода и отсутствие целостного и полноценного развития
классицизма на немецкой почве. Специфика немецкого барокко, роль
актуальной тематики и проблематики (Тридцатилетняя война) в формировании
барочного видения действительности и барочной концепции человека.
Основные периоды развития литературы в XVII веке в Германии. Немецкая
литература до и после Вестфальского мира. Творчество М. Опица и
его роль в становлении немецкой литературы XVII века. Опиц-теоретик:
своеобразие нормативной поэтики «Книги о немецкой поэзии» и ее функция
«учебника» для немецких стихотворцев. Соотношение теории и практики
в творчестве Опица: «бароккизирующий классицизм» его поэзии. Опиц
и его последователи (Логау, Флемминг). Барочная поэзия Германии
и творчество А. Грифиуса как ее высшее проявление. Идеи бренности
человеческой жизни, трагического смятения перед катастрофичностью
бытия и их актуализация в поэзии Грифиуса. Патриотическая тема стихотворений
Грифиуса.
Особенности развития драматургии и театра в Германии XVII столетия.
Деятельность Грифиуса как зачинателя немецкой трагедии. Жанровое
своеобразие барочной трагедии в немецкой литературе.
Немецкий роман XVII века. Активное участие в формировании и развитии
этого жанра и «высокого» и «низового» крыла барокко. Пасторальный
и придворно-исторический роман в Германии, их соотнесенность с общеевропейской
традицией и национальное своеобразие.
Сатирико-дидактический роман Мошероша «Филандер из Зиттевальда»,
развитие традиции сатирического «видения» в немецком барокко.
Творчество Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как выражение
проблемно-эстетического синтеза немецкой романной прозы. Творческая
история создания произведения, основные компоненты генеалогии жанра.
Традиция испанского плутовского и французского комического романов
и их трансформация Гриммельсгаузеном. «Романическое» и «реальное»
в сюжете произведения. История персонажа и история страны, динамика
их взаимодействия в «Симплициссимусе». Поэтика барокко в романе.
Роль шедевра Гриммельсгаузена в перспективе развития европейской
барочной романной прозы. Симплицианские романы Гриммельсгаузена
и их значение.
Английская
литература XVII
в.
Особенности социально-политического
развития Англии в XVII веке. Взаимосвязь политических и религиозных
конфликтов. Английская революция 1648–1649 гг., ее воздействие на
социокультурную атмосферу в Англии и – шире – в Западной Европе.
Сущность и функции английского пуританизма, его роль в идейно-эстетическом
контексте эпохи. Этико-политический характер пуританизма как основа
его широкого распространения в Англии. Пуританство и литература,
пуританство и театр. Особенности английского абсолютизма XVII столетия
и закономерности его кризиса.
Развитие философии в Англии как важный фактор культурной жизни страны
(Ф. Бэкон и Гоббс): эмпиризм, сенсуализм и рационализм в английской
философии XVII века. Бэкон как литератор («Новая Атлантида»).
Периодизация английской литературы XVII века. Особенности перехода
к новой эпохе от позднего английского Возрождения, сложное переплетение
маньеристических, барочных и классицистических тенденций на рубеже
XVI–XVII вв. Динамика литературных направлений в Англии на протяжении
XVII столетия.
Английская литература 1590–1630-х гг. «Наложение» друг на друга
литературных явлений позднего Возрождения и XVII века. Роль шекспировских
традиций в становлении литературы нового этапа. Жанрово-стилевая
эволюция английской драматургии в начале XVII века. Формирование
классицизма в английской литературе. Творчество Бена Джонсона. Теоретические
воззрения драматурга, их своеобразие в сопоставлении с теориями
французских классицистов. «Вольпоне» как лучшая комедия Бена Джонсона,
особенности характера и конфликта.
Английская поэзия XVII века. Творчество Д. Донна, его эволюция от
ренессансно-маньеристических ранних стихотворений к барочной лирике.
Трактовка человека и мира, специфика метафорической образности,
экспрессивность стиля, усложненность ритма в стихотворениях Донна.
Гротеск и философичность в художественном мире лирике Донна. Поэзия
«метафизиков»,ее связь с донновской поэтической поэтической традицией.
Английская литература периода революции и гражданской войны. Бурный
расцвет публицистических жанров (Лильберн, Уинстенли), активное
участие литературы в общественно-политической борьбе. Роль публицистики
Д. Мильтона в развитии публицистических жанров в Англии.
Творчество Мильтона и его периодизация. Раннее творчество писателя.
Поэзия Мильтона. Публицистика 1640–50-х гг. («Ареопагитика», «Иконоборец»,
«Защита английского народа»): проблематика и стиль. Проблема творческого
метода Д. Мильтона и ее современное решение.
Поэма Мильтона «Потерянный рай» как пример плодотворного и синтетического
взаимодействия барокко и классицизма. Проблематика поэмы и дискуссионные
аспекты ее трактовки. Библейский сюжет и образность и их соотношение
с актуальной проблематикой. Неправомерность подхода к поэме как
к аллегорической истории английской буржуазной революции. Обобщенно-философский
и актуально-политический пласты произведения в их сложном взаимодействии.
Трактовка образа Сатаны в современном литературоведении. Поэтика
мильтоновской поэмы. Поэма «Возвращенный рай» и ее историко-литературное
значение. Трагедия Мильтона «Самсон-борец», особенности классицизма
в характере героя и развитии конфликта.
Итальянская
литература XVII в.
Этот раздел предлагается изучить самостоятельно.
Особенности
историко-литературного процесса в Италии XVII века. Потеря национальной
независимости, экономический упадок, усиление контрреформаторской
деятельности католической церкви. Философия и наука в Италии XVII
века. Деятельность Галилея, его роль в культурной жизни Европы.
Барокко как основное литературное направление в итальянской литературе
XVII века. Поэзия итальянского барокко. Творчество Дж. Марино. Особенности
видения мира и его поэзии: гедонизм и мотивы бренности жизни. Специфика
барочной метафоры в поэзии Марино, функция «кончетти», соединение
чувственного и рационального в поэтических образах Марино. «Маринизм»
как особое стилевое течение европейской поэзии. Школа маринизма
в Италии.
Литература к курсу
|