|
Литература
к курсу
Английская литература
Французская литература
Немецкая литература
Итальянская литература |
Зарубежная
литература XVIII в. (для романо-германского и классического отделений)
Общая характеристика и периодизация литературы XVIII в.
XVIII век как
самостоятельная историко-литературная эпоха. Принципы определения
ее хронологических границ. Недооценка переходного периода от XVII
века к эпохе Просвещения, исключение его из принятой в учебной литературе
периодизации. Социально-политические изменения в западноевропейских
странах в 80–90-е гг. («славная революция» в Англии, отмена Нантского
эдикта во Франции, социально-экономические преобразования в Германии
и т. д.), стимулирующие новые социокультурные процессы. Вызревание
новых культурных и литературных тенденций внутри предшествующей
эпохи. Своеобразие переходного (1690–1720) и раннего (1720–1740)
этапов литературы столетия, особенности зрелого периода (1740–1760).
Обоснование культурно-исторического и литературного значения перелома
1760-х гг., специфика развития литературы в 1760–1780-х гг. и его
перспективные связи с последующим историко-литературным развитием.
Великая французская буржуазная революция как заключительное политическое
и социокультурное событие эпохи.
XVIII век как время заката абсолютизма в Европе, постепенного дряхления
феодальной системы, век «кризиса европейского сознания». Особенности
цивилизационного развития в XVIII столетии. Относительная политическая
и военная стабильность Западной Европы. Укрепление гражданского
общества. XVIII век как век Просвещения. Проблема Просвещения в
современном литературоведении и ее дискуссионные аспекты. Социологизированное
представление о Просвещении как о «форме идеологической борьбы третьего
сословия с феодализмом». Особенности Просвещения как идеологического
движения и специфика его воздействия на литературу. Новейшие представления
о соотношении сословий в XVIII веке, отказ от прямолинейного представления
о сплошной реакционности дворянства и абсолютной прогрессивности
народных движений в эту эпоху. Поиски компромисса между определенными
кругами дворянства и буржуазии, встречные процессы «одворянивания
буржуазии» и «обуржуазивания дворянства». Приятие идеологии Просвещения
различными слоями общества. Общечеловеческое содержание идеалов
Просвещения. Просвещение как духовная и интеллектуальная позиция,
«мужество пользоваться своим собственным умом» (И. Кант). Просвещение
как коллективное движение и индивидуальное действие. Просвещение
как не только проект социального совершенствования, но и как пересмотр
традиционных форм знания; новые философские, культурные идеи. Внутренняя
дифференцированность просветительского движения, полемика внутри
Просвещения. Эволюция просветительских идей на различных этапах
XVIII века. Просвещение в соотношении с другими идейными течениями
столетия. Просвещение и литература, сложное взаимодействие просветительских,
антипросветительских и непросветительских идей и художественных
тенденций эпохи.
XVIII век как век Разума. Содержание и функция понятия «разум» в
XVIII веке: его независимость от истин религиозного откровения и
ограниченность опытом. Отличие рационализма XVIII столетия от картезианского
рационализма предшествующей эпохи. Эмпирический, экспериментальный
и индуктивный рационализм, критика метафизических систем. Рациональное
и иррациональное в менталитете человека XVIII века. Взаимодействие
рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. Сложная
дифференциация и взаимодействие разума и чувства, «естественного»
и «культурного» в мироощущении человека XVIII века.
XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия,
их общественная роль и воздействие на литературу (Локк, Шефтсбери,
Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант). Отражение, полемика и развитие
философских, научных взглядов в популяризаторских сочинениях философов-просветителей
– публицистических и художественных. Философия и религия. «Секуляризация
мысли» как одна из главных отличительных черт Просвещения. Специфический
характер религиозности в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская»
религиозность, как своеобразная форма компромисса между «мирскими»
и «церковными» формами жизни, моральными нормами. Роль компромисса
в мышлении человека XVIII столетия. Компромисс как способ выражения
идейной терпимости, культурного плюрализма. Соединение противоречивых
устремлений в компромиссном сознании эпохи: оптимистичности и скептицизма,
патетики и трезвости, опоры на естественно-природное и на социальное
начала, атеизма и мистики, иронии и меланхолии. Компромисс как основа
взаимодействия различных художественных тенденций эпохи.
Соотношение общей периодизации литературы XVIII века с особенностями
развития национальных литератур. Проблема традиции и новаторства
литературы столетия. Необходимость более четкого ощущения самоценности
и эстетической оригинальности литературы этого периода как насущная
потребность современной литературной науки. Необоснованность представлений
об антиисторизме литературы XVIII века. Исторические и историографические
представления этой эпохи, специфика их отражения и развития в художественном
творчестве. Особый тип «натуралистического» историзма в эту эпоху
и формы художественного историзма в произведениях XVIII века.
Литературные
направления XVIII века.
Сложная динамика
разнообразных художественных тенденций на протяжении столетия. Несоответствие
традиционных схематизирующих представлений о последовательной смене
литературных направлений и стилей в XVIII веке. Споры о литературных
направлениях эпохи в современном литературоведении. Оценочный характер
понятия «просветительский реализм» и неправомерность применения
этого термина к литературным явлениям XVIII столетия. Особенности
поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность,
публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.), включение в нее художественных
приемов разных литературных направлений. Классицизм, рококо и сентиментализм
как основные литературные направления XVIII столетия.
Сходство и отличие классицизма XVIII века от предшествующего типа
классицизма. Роль спора «древних» и «новых» в эволюции классицизма
в эпоху Просвещения. Усиление тенденции к оценке собственной эстетики
как «истинного стиля», стремление к обобщению закономерностей «правильного»
искусства. «Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как эстетические
критерии классицизма XVIII века. Изменения в классицистической характерологии,
одновременное тяготение к обобщенному и индивидуальному. «Античный»
и «французский» художественные каноны в классицизме XVIII столетия,
споры о них в национальных литературах. Варианты классицизма в XVIII
веке – национальные (веймарский классицизм), политико-социальные
(революционный классицизм) и т. д. Жанровая система классицизма
XVIII столетия, традиционное и новое в ней.
Рококо как одно из ведущих литературных направлений XVIII столетия.
Дискуссионное состояние проблемы литературного рококо в современном
литературоведении. Вопрос о взаимодействии рококо и Просвещения
и варианты его решения. Происхождение термина и его современное
значение. Социокультурный генезис литературы и искусства рококо.
Кризис «героического» мировоззрения, усиление интереса к частной
жизни, формирование категории «интимного». Проблема связи рококо
со стилевыми традициями предшествующей эпохи. «Снятие» противостояния
барокко и классицизма в эстетике рококо. Философские корни мироощущения
человека рококо. Особенности понимания гедонизма как естественной
тяги к наслаждению, лежащей в природе человека. Двойственность и
снисходительность компромиссной морали рококо. Отсутствие в рококо
свойственной барокко метафизичности, преимущественный интерес к
повседневной частной жизни современного общества.
Специфика художественной правдивости в рококо: «правда» как «срывание
покровов» с частных, интимных сторон жизни, сочетание «естественного»
и «скандального». Постижение интимной психологии частного человека
как главное новаторство литературы рококо. Стилевые особенности
литературного рококо: рококо как искусство метонимии, а не метафоры.
Игровое начало в стиле рококо: легкость, изящество художественной
структуры, фрагментарность и недоговоренность в развитии фабулы,
искусство намека, непринужденность повествовательной манеры, специфическая
«устность» литературного языка рококо. Особенности и функция орнаментальности.
Система жанров в литературе рококо и ее национальные варианты. Судьба
традиций рококо в последующем литературном развитии. Рококо и романтизм.
«Второе рококо» на исходе XIX столетия. Рококо и новейшие направления
литературы ХХ века.
Состояние проблемы сентиментализма в современной литературной науке,
ее дискуссионные аспекты. Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм
и предромантизм. «Предромантизм» как термин, объединяющий такие
тенденции внутри различных художественных направлений, которые свидетельствуют
о зарождающихся элементах романтического мироощущения. Неправомерность
отождествления предромантизма с сентиментализмом или сведения всех
предромантических явлений XVIII века только к сентиментализму. История
термина «сентиментализм» и его современное значение. Социокультурный
генезис сентиментализма (общественно-политические сдвиги конца XVII
столетия, разочарование в большой Истории, интерес к приватной сфере
человеческой жизни и т. д.), его связь и отличие от рококо. Сенсуализм
как философский исток сентиментализма. Категория «морального чувства»
и ее роль в раннем сентиментализме. «Сердце» и «ум», «рассудочное»
и «чувствительное», их содержание и эволюция на разных этапах сентименталистической
литературы. «Просветительский» и «предромантический» варианты сентиментализма.
Проблема воспитания личности, идеи совершенствования общества, жизнестроительства,
демократические симпатии «просветительской» сентименталистской литературы.
Тяготение к «идиллическому хронотопу», меланхолически-чувствительные
повествовательные интонации, обращение к сочувствующему, чувствительному
читателю как черты сентименталистского повествования. Интерес к
иррациональному, к противоречиям между «сердцем» и «умом», «естественно-природным»
и «рассудочно-культурным», к таинственному и непознанному в человеческой
душе и мире в позднем, «предромантическом» сентиментализме. Жанровая
система литературы сентиментализма и ее эволюция. Развитие сентименталистских
традиций и полемика с ними в эпоху романтизма. Сентиментализм и
литература XIX–XX вв.
Динамика и взаимодействие различных литературных направлений XVIII
века на протяжении столетия. Неравномерность и дискретность их развития.
Произведения со «смешанной поэтикой», писатели «универсального»
художественного метода, их роль в литературной панораме эпохи.
Английская литература XVIII
в
Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века.
Англия как послереволюционная страна. Интенсивность духовной, общественно-политической
и культурной жизни в Англии этой эпохи. Раннее формирование просветительских
тенденций в английской литературе. Философские теории Локка, Шефтсбери,
Мандевиля; Толанда, Беркли, Юма, их значение для становления и эволюции
новой литературы. Роль английской церкви и пуританства в общественных
движениях и литературе XVIII столетия. Основные этапы развития английской
литературы XVIII века.
Английская литература 1690–1730-х гг. Роль публицистических жанров
в развитии новых литературных тенденций. Эссеистика Аддисона и Стиля
как пример раннего английского рококо: интерес к частным аспектам
жизни, «семейной» тематике, добродушно-иронические интонации повествования,
сочетание критичности и снисходительности в оценках характеров и
ситуаций.
Творчество А. Поупа – «первого правильного поэта» Англии. Классицистическая
эстетика в «Опыте о критике». Жанрово-стилевые особенности сатирической
поэмы «Дунсиада». Опыт поэтического рококо в ироикомической поэме
«Похищение локона».
Д. Дефо. Путь от журналистики к художественному творчеству. Место
«Робинзона Крузо» в романном творчестве писателя и среди других
английских романов первой трети века. Специфика трансформации предшествующей
жанровой традиции прозы – плутовской, мемуарной, «литературы путешествий».
Авантюрное и притчевое в фабуле романа. Концепция «естественного»
человека и его варианты в произведении Дефо. Особенности просветительской
проблематики и поэтики романа, своеобразие «естественного» стиля.
Традиция «робинзонад» в романе XVIII века и значение «Робинзона
Крузо» для развития этой традиции. Социально-психологический роман
рококо в позднем творчестве писателя («Молль Флендерс», «Роксана»).
Роль романистики Дефо в жанровой эволюции европейского романа Нового
времени.Д. Свифт. Особое место писателя в английском Просвещении:
критика оптимистических упований просветителей и защита просветительских
ценностей. Общественно-политическая деятельность Свифта и его публицистика.
Специфика сатиры в памфлетах писателя. «Битва книг»: своеобразие
взглядов писателя на задачи литературы. «Сказка бочки» как антицерковный
памфлет: поэтика заглавия, особенности структуры, проблематика.
«Путешествия Гулливера» как пародия на жанр мнимо-подлинных «книг
о путешествиях» и как обобщающая сатирическая картина современной
европейской действительности. Идеал Свифта и образ Гулливера. Памфлетно-крити-ческие
и экспериментально-утопические тенденции в романе. Специфика свифтовской
фантастики, ее рационалистическая основа. Особенности художественного
метода Свифта.Английская литература 1740–1750-х гг. Творчество Ричардсона.
Ричардсон как создатель эпистолярного социально-психологического
романа. «Памела», «Кларисса», «Грандисон» – этапы развития жанровой
формы эпистолярной романистики. Полемика с рококо и своеобразие
раннего сентиментализма в творчестве Ричардсона. Особенности взаимодействия
пуританства и просветительства в этических воззрениях Ричардсона
и в развитии художественного конфликта его романов.
Основные периоды творчества Филдинга. Продолжение сатирической традиции
Свифта в ранних произведениях писателя («История Джонатана Уайльда»).
Эволюция творчества Филдинга-романиста. Особенности полемики с Ричардсоном
в «Истории Джозефа Эндрюса». «История Тома Джонса» как вершина романного
творчества писателя. Соединение теоретической жанровой рефлексии
о романе как «комическом эпосе» и авантюрной фабулы «романа большой
дороги». Поэтика рококо в «Истории Тома Джонса»: тема найденыша,
особенности характера героя, специфика сюжетного развития и функция
развязки. Концепция человека у Филдинга и ее соотношение с просветительской
традицией.
Смолетт-романист, его место в истории развития жанра романа в Англии
XVIII века. Трансформация опыта плутовского романа в романах «Приключения
Родерика Зэндома», «Приключения Перигрина Пикля». Особенности сатиры
Смоллета.
Развитие сентименталистской поэзии (Томсон, Коллинз, Юнг, Грей):
тема природы и «кладбищенская» тема стихотворений и поэм, меланхолия
и чувствительность как доминанты лирической интонации. «Опыт об
оригинальных сочинениях» Юнга, его значение для развития поэтики
сентиментализма.
Жанровые поиски английских драматургов этого этапа: сентименталистские
мещанские драмы Лилло, сатирические комедии рококо Филдинга, классицистические
трагедии Томсона.
Английская литература
1760–1780-х гг. Своеобразие развития литературных направлений на
этом этапе. Особенности позднего английского рококо. Внутренняя
дифференциация сентиментализма на этом этапе и его новое взаимодействие
с Просвещением и рококо.
Сентименталистская поэзия и ее специфика в этот период (Голдсмит,
Каупер, Бернс). Усиление предромантических тенденций: интерес к
средневековью, национальным фольклорным традициям. Фольклорные стилизации
Макферсона («Песни Осиана»). Особенности поэтического мастерства
лирики Р. Бернса: фольклорная основа, соединение юмора и лиризма,
специфика поэтических тем. Тема «честной бедности» у Бернса. Бунтарский
пафос кантаты «Веселые нищие»: особенности социального критицизма
и оптимизм.
Драматургия 60–80-х гг. Сентиментальная комедия и комедия рококо.
Творчество Голдсмита и Шеридана. Специфика жанра и метода в сатирической
комедии Шеридана «Школа злословия».
Жанровое своеобразие романистики этого периода. Роман Голдсмита
«Векфильдский священник»: специфика просветительского сентиментализма.
Эпистолярный сентименталистский роман Смоллета «Путешествие Хамфри
Клинкера». Творчество Стерна. Литературное новаторство писателя.
Стерн и Локк, Стерн и Юм: полемика и усвоение, развитие философских
концепций в романном творчестве Стерна. Жанровое своеобразие сентиментально-юмористического
романа писателя, особенности композиции и стиля. Интерференция поэтики
сентиментализма и рококо в «Сентиментальном путешествии» и «Тристраме
Шенди». Роль романов Стерна в эволюции жанра в последующую эпоху.
«Готический» роман и его значение (Уолпол, Льюис).
Французская
литература XVIII
в.
Своеобразие
историко-социального развития во Франции XVIII столетия. Проблема
датировки новой литературной эпохи. Значение отмены Нантского эдикта,
особенности «социальной революции» во Франции на рубеже XVII–XVIII
вв. Кризис абсолютизма и неоднозначные последствия его в культуре
и литературе эпохи. Своеобразие французского Просвещения как наиболее
радикального среди других национальных типов этого всеевропейского
движения. Основные этапы литературного развития во Франции XVIII
столетия.
Французская
литература 1690–1720-х гг. Формирование поэтики рококо в поэзии
(Шолье, Лафар) и прозе этого периода. Особенности ранней драматургии
ХVIII века (классицистические комедии Реньяра, сатирические пьесы
Лесажа, любовно-психологические и философско-утопические комедии
Мариво).
Творчество Лесажа и проблема художественного метода писателя. Трансформация
традиции мольеровского театра в драматургии Лесажа («Тюркаре»).
Роман «Жиль Блас»: переходность жанровой формы и поэтики произведения,
традиционное и новаторское в нем.
Творчество Мариво. Любовно-психологическая комедия рококо «Игра
любви и случая». «Жизнь Марианны» Мариво как классический роман
французского рококо. Жанрово-стилевое своеобразие романа. «Мариводаж»
и его особенности. Значение психологического мастерства Мариво в
развитии традиций психологической прозы XVIII (Ричардсон, Стерн,
Шодерло де Лакло) и XIX вв. (Мюссе, Пушкин).
Творчество Прево
и его судьба в истории литературы. «Манон Леско» – шедевр социально-психологического
романа рококо. Творческая история романа. Особенности конфликта
и системы персонажей. Дискуссионные проблемы в истолковании романа.
Романтическая трактовка коллизии произведения как «трагедии». Роман
Прево как «печальная комедия». Образ Манон Леско, его основные трактовки
и роль в последующей литературной традиции.
Просветительская литература первого периода французской литературы
XVIII века. Монтескье – автор «Персидских писем» – «подлинного манифеста
эпохи Просвещения». Художественное своеобразие «персидской» темы
в романе. Сатира на государственный строй Франции. Особенности эпистолярного
повествования. Специфика взаимодействия просветительской поэтики
и поэтики рококо в «Персидских письмах». Значение «Размышления о
причинах величия и падения римлян» в становлении исторической науки.
Ведущие идейные тенденции «Духа законов» Монтескье.
Французская литература 1730–1750-х гг. Расцвет просветительского
движения на этом этапе. Творчество Вольтера – центральное
явление зрелого французского Просвещения. Основные периоды литературной
деятельности Вольтера. Особенности мировоззрения писателя. Вольтер
и церковь, Вольтер и религия. Этико-философские и социально-политические
взгляды Вольтера. Вольтер как историк и значение исторических трудов
Вольтера. Эволюция художественного творчества писателя. Просветительский
классицизм в трагедиях Вольтера («Царь Эдип», «Заира», «Магомет»).
Антиклерикальный смысл ироикомической поэмы «Орлеанская девственница».
Жанровые особенности и поэтика рококо в произведении. Пушкин о поэме
Вольтера. Своеобразие жанра философской повести у Вольтера: рационалистическая
заданность сюжета, тезисность основного конфликта, полемическая
направленность, иллюстративность сюжетных ситуаций и образов. «Кандид»
как лучший образец философско-художественной прозы Вольтера.
Двойная художественная задача писателя: пародирование романических
клише и опровержение определенного философского тезиса. Специфика
системы персонажей в «Кандиде». Особенности критицизма повести и
специфика образа Эльдорадо как пародии на утопию. Сложность и глубина
конечного вывода в произведении. Переплетение тенденций классицизма
и рококо в поэтике «Кандида». Особенности идейно-художественной
полемики с Руссо в повести Вольтера «Простодушный». Воздействие
сентиментализма на поэтику произведения. Историко-литературное и
общественное значение творчества писателя. Вольтер и вольтерьянство.
Вольтер и Россия эпохи Просвещения Пушкин о Вольтере.«Энциклопедия»
как высшее выражение французского Просвещения. Дидро и другие энциклопедисты
(Гельвеций, Гольбах, д’Аламбер), особенности их мировоззрения. Дидро
как наиболее диалектически мыслящий писатель просветительской эпохи.
Теория драматургии у Дидро: полемика с классицистическим театром
XVII века и рационалистическая основа его собственной театральной
эстетики («Разговор о «Побочном сыне», «Рассуждение о драме»). Теоретические
положения эстетики театра у Дидро и его драматургическая практика.
«Слезливые комедии» «Побочный сын», «Отец семейства», сентименталистская
основа их поэтики. Дидро-романист и его эволюция. «Монахиня» как
просветительский сентименталисткий роман: сочетание открытой проблемности,
тенденциозности, экспериментальной «выстроенности» сюжета со стремлением
к естественному и психологически достоверному эмоциональному повествованию.
Жанровое своеобразие «Племянника Рамо». Место этого произведения
в развитии традиции романа-диалога. Тип сентиментально-юмористического
романа в творчестве Дидро («Жак-фаталист»). Дидро и русская культура
XVIII века.
Творчество Руссо и его периодизация. Место Руссо в просветительском
движении: мировоззрение Руссо как пример полемики Просвещения с
самим собой, дифференцированности и разнообразия просветительских
концепций. Руссо и руссоизм. Специфика философских, социально-политических
и исторических взглядов Руссо и их отражение в трактате «Общественный
договор». Философский роман-трактат о воспитании «Эмиль» и его воздействие
на педагогические концепции XVIII–XIX вв. Эпистолярный сентименталистский
роман «Юлия, или Новая Элоиза». Проблемность романа, социально-психологический
смысл основного конфликта в нем. Тема сословного неравенства. Духовная
драма главных героев романа, этапы любовно-психологического и этического
конфликта, специфика сентименталистского психологизма. Своеобразие
морализации в произведении. Новаторство Руссо в создании сентименталистского
романа-исповеди («Исповедь»).
Специфика автобиографизма, влияние «Исповеди» на последующее развитие
жанра романа-автобиографии. Руссо как «предромантик».
Литература 1770–1790-х гг. Романное творчество последователей Руссо
(Бернарден де Сен-Пьер, Мерсье, Шодерло де Лакло, Ретиф де ла Бретон).
Драматургия Бомарше. Эстетические взгляды писателя (пре-дисловие
к пьесе «Евгения»). Трилогия о Фигаро. Эволюция образа демократического
героя от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро». Политическое
и художественное значение «Женитьбы Фигаро». Острота просветительской
проблемности пьесы, ее критицизм и жанрово-стилевые особенности
комедии рококо в ее поэтике. Пушкин о комедии Бомарше. Герцен о
Бомарше. Влияние драматургии писателя не только на теорию литературы,
но и музыки (Моцарт, Россини).
Немецкая
литература XVIII в.
Особенности развития
социально-экономических отношений нового типа в Германии XVIII столетия.
Специфические задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические
(национальное объединение), эстетические (формирование литературного
языка). Неравномерность темпов и этапов литературного развития Германии
на протяжении столетия, особая пестрота и сложность развития литературных
направлений. Барокко в Германии XVIII века. Разнообразие литературных
течений и вариантов внутри немецкого классицизма (Готшед, Винкельман,
«веймарская классика»), рококо (ранее непросветительское рококо
– просветительское рококо Виланда), сентиментализма («швейцарцы»,
«штюрмеры»). Основные этапы немецкой литературы XVIII столетия и
их периодизация.
Немецкая литература
1690–1720-х гг. Время формирования раннего немецкого рококо (Х.
Вейзе) и философская «подготовка». Просвещения (Лейбниц, Вольф).
Общеевропейское значение немецкой философии этого периода и особенности
полемики с ней. Барочная лирика И. К. Гюнтера.
Немецкая литература
1730–1740-х гг. Становление немецкого классицизма XVIII века и роль
в этом процессе Готшеда. Пафос реформаторства в литературной и театральной
деятельности писателя. Призыв к тщательному подражанию французской
классицистической драматургии как способу исправления художественного
вкуса и достижения высоких эстетических результатов. Педантизм и
рассудочность готшедовской литературной реформы. Полемика с Готшедом
в немецкой литературе. Сентименталистская эстетика «швейцарцев»
(Бодмер, Брейтингер): отстаивание прав поэтического воображения.
Поэзия немецкого рококо (Ф. Хагедорн). Ранняя немецкая просветительская
сатира (Лисков, Рабенер). Утопический роман-«робинзонада» И. Шнабеля
«Остров Фельзенбург». Творчество «антипросветителя» Х. Ф. Геллерта.
Своеобразие басен писателя, специфика морализации в них. Сентименталистский
роман Геллерта «Жизнь шведской графини».
Немецкая литература
1750–1760-х гг. Дальнейшее развитие эстетики классицизма в Германии.
Эстетическая теория Винкельмана и ее значение. Полемика с немецким
барокко. Своеобразие представления об античном искусстве как об
идеале гармонии, простоты и величия.
1750–60-е гг. как «эпоха Лессинга». Роль Лессинга в развитии немецкого
Просвещения. Формирование и развитие эстетических взглядов писателя.
«Литературные письма», «Лаокоон», «Тамбургская драматургия». Критика
Лессингом французского классицизма и его эпигонов. Полемика с Готшедом
и Винкельманом и близость с ними в отдельных моментах эстетической
теории, в рационалистической аргументации. Соотношение теоретических
положений с драматургической практикой Лессинга. Эволюция Лессинга-драматурга.
«Эмилия Галотти» как ключевое произведение творчества драматурга.
Соединение античной основы фабулы, итальянского контекста событий
и опыта немецкой общественной жизни в сюжете пьесы. Протест против
произвола немецкого абсолютизма. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти»
как «бюргерской трагедии»: просветительская проблемность и сентименталистская
патетика. «Натан Мудрый» как просветительская драма-притча о терпимости.
Особенности классицизма в драме.
Литературная деятельность Виланда. Виланд как переводчик Шекспира.
Философско-сатирический роман «История абдеритов». Просветительский
роман воспитания «История Агатона», его роль в развитии жанра немецкого
воспитательного романа. Своеобразие просветительского рококо Виланда.
Творчество Клопштока и его роль в развитии немецкой сентименталистской
литературы. Особенности теоретических взглядов писателя на поэтический
язык. Оды Клопштока: описания природы, морально-философские размышления
в них и специфика сентименталистского поэтического стиля. Религиозно-философская
поэма Клопштока «Мессиада».
Немецкая литература 1770–1790-х гг. Движение «Бури и натиска» как
полемика с ранним немецким Просвещением и как динамическое развитие
просветительских идей и тенденций в Германии. Литературная программа
штюрмеров. Специфика сентиментализма и руссоизма писателей «Бури
и натиска». Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения,
как выдающийся историк культуры. Гердер о Шекспире и защите национальных
традиций литературы. Заслуги Гердера в развитии фольклористики («Голоса
народов в песнях»). Специфика историко-культурных взглядов Гердера
и эволюция художественного историзма в XVIII веке («Идеи к философии
истории человечества»).
Особенности штюрмерской поэзии («Союз Рощи» – Фосс, Бюргер) и драматургии
(Клингер, Ленц). Роман Клингера «Фауст»: своеобразие сюжетной трансформации
легенды о Фаусте. Фауст как «бурный гений». Особенности проблематики
и поэтики романа.
Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Эстетические искания
раннего Гете и его «шекспиризм» («Ко дню Шекспира»). Своеобразие
лирики Гете штюрмерского периода. «Страдания юного Вертера» как
сентименталистский роман. Особенности романного повествования в
контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность
«Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской
романистики рубежа XVIII–XIX вв. Шиллер периода «Бури и натиска».
Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии
(«Разбойники», «Коварство и любовь»).
Особенности поэтики
сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии
и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии
драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики.
Гете и Шиллер в 80-е – 90-е гг. Становление концепции «веймарского
классицизма» в их творчестве. «Ифигения в Тавриде» как образец веймарского
классицизма. Веймарские классики и античность. Эстетические воззрения
Шиллера. Шиллер и Кант. Историческая драматургия Шиллера (трилогия
о Валленштейне), ее соотношение с эстетической теорией писателя
«Вильгельм Телль» как тираноборческая драма. Баллады Шиллера, поэтическое
и драматическое в них. Шиллеровские баллады в переводах Жуковского.
Шиллер в России, его воздействие на русскую культуру и литературу
XIX века.
Позднее творчество Гете как проявление «художественного универсализма»
писателя. Философская лирика («Западно-восточный диван»), роман
воспитания («Вильгельм Мейстер»). Формирование концепции «мировой
литературы» у Гете. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный
синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема
жанра «Фауста»: «трагедия», «драматическая поэма», «универсальное
произведение» и т. д. Философская проблематика «Фауста», роль пролога
как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития
основного конфликта. Соотношение первой и второй части «Фауста»,
сказочно-фантастическое и символико-мифологическое в них. Различные
концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX
вв. Значение творчества Гете. Гете и русская литература.
Итальянская
литература XVIII в.
Этот раздел предлагается изучить самостоятельно.
Особенности
социально-политических условий в Италии XVIII века. Своеобразие
итальянского Просвещения и специфика развития литературных направлений
и жанров. Отрицательное отношение писателей XVIII столетия к литературным
тенденциям предшествующего периода. Роль французского классицизма
в развитии литературы в Италии и борьба с «франкоманией» в процессе
утверждения национальных форм классицизма.
Жанр мелодрамы в итальянском театре XVIII века. Мелодрамы Метастазио.
«Трогательное» как важная составляющая мелодраматического сюжета.
Упадок комедии дель арте и борьба с ней в творчестве Гольдони. Гольдони
как реформатор итальянского театра, основоположник национальной
итальянской драматургии. Мольеровские традиции и поэтика рококо
в комедиях Гольдони. Отказ от персонажа-маски и психологизация характера.
Демократические персонажи пьес Гольдони и их роль в развитии комедийного
действия («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Значение творчества
Гольдони для развития западноевропейской комедии XVIII века.
Гоцци и его роль в итальянском театре XVIII столетия. Антипросветительская
позиция Гоцци. Защита Гоцци комедии дель арте и полемика с Гольдони.
Жанровое своеобразие «фьябы»: традиции народной сказки и комедии
дель арте. Своеобразие фантастики и иронии, особенности рококо во
«фьябах» «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот». Трагедии
Альфьери: своеобразие использования античного сюжета. «Трагедии
тирании» и «трагедии свободы». Особенности классицизма драматургии
Альфьери.
Литература к курсу
|